Советы о том, как и в каком тоне произнести выпускную речь, ему давал Уоррен Баффет. Гейтс, наконец, получил диплом
Билл Гейтс начал писать речь для выпускного дня в Гарварде в прошлом декабре, но только в конце марта, ожидая встречи с Кондолизой Райс в Госдепартаменте, он нашел свою музу.
В начале этой недели, чтобы объяснить корреспонденту, как это произошло, Гейтс выпрыгнул из кресла в своем офисе в Реймонде, штат Вашингтон, подошел к стене и руками изобразил очертания большого прямоугольника. "Я просто сидел в ожидании, а у них в холле висит этот документ, в рамочке, подсвеченный, красивый такой, - рассказывал он. - Это текст речи Джорджа Маршалла".
В этой речи, произнесенной в Гарварде 5 июня 1947 года, содержалось изложение Плана Маршалла, смелой экономической программы помощи, которая подняла Европу из пепла Второй мировой войны. Гейтсу показалось, что слова, которыми генерал описывал трудности, с которыми столкнулась послевоенная Европа, соответствуют тому, как миллиардер-программист видит собственную миссию XXI века: использовать филантропию как катализатор сокращения глобального неравенства в здравоохранении, благосостоянии и образовании.
Именно это стало главной темой речи, которую Гейтс произнес вчера перед 15 тыс. выпускников и слушателей, собравшихся под солнечным небом в Гарвард-ярде.
"Величайшие достижения человечества - это не его открытия, а то, как эти открытия применяются для сокращения неравенства, - объявил Гейтс. - Сокращение неравенства - с помощью демократии, сильного государственного образования, качественного здравоохранения и широких экономических возможностей - это и есть величайшее достижение человечества".
Тем самым Гейтс сделал еще один большой шаг в ширящихся усилиях по использованию своего статуса бизнес-знаменистости для привлечения внимания к глобальной филантропии, так же как его друг Боно, рок-музыкант, использует свой собственный звездный статус для содействия решению гуманитарных проблем. В 2005 году Гейтс сделал публичное предупреждение руководителям "устаревшей" системы среднего образования. А в начале этого года он предупредил законодателей об "экономической угрозе", которую представляет иммиграционная политика страны для американской конкурентоспособности.
В прошлом году Гейтс, наживший состояние благодаря превращению корпорации Microsoft в крупнейшего в мире производителя программного обеспечения, объявил, что с июня 2008 года он посвятит себя полностью филантропии и работе в Фонде Билла и Мелинды Гейтс, которым он руководит вместе со своей женой.
Вчера он приехал в Гарвард, чтобы получить почетную степень университета, из которого был отчислен в 1975 году. В своей речи он припомнил, как в студенчестве вел жизнь "лидера асоциальной группы" в общежитии в Рэдклифф-Куад, вдали от центра кампуса.
"Там было больше женщин, а большинство парней были математического склада, - рассказал он. - Эта комбинация дала мне лучшие возможности, если вы понимаете, о чем я. Именно там я получил печальный урок, согласно которому первоначальные преимущества не гарантируют успеха".
Когда он начал писать свою речь в декабре, "резонатором" ему послужил сотрудник Фонда Гейтса, который ранее писал для Slate, онлайнового журнала, запущенного Microsoft. Они обменивались набросками и идеями для речи. Гейтс и его сотрудник провели 6 сессий "мозговой атаки", составили 6 черновиков и обменялись многочисленными электронными письмами. Самые длинные письма писал Гейтс.
По словам Гейтса, среди прочего он прочитал речи Альберта Эйнштейна, Мари Кюри, Энрико Ферми и бактериолога Роберта Коха по случаю получения Нобелевской премии. Изучил речи, произнесенные на выпускном в Гарварде Биллом Клинтоном и Боно.
А затем увидел речь Маршалла в рамочке. Он читал ее и раньше. Однако, заметил Гейтс, только разглядывая ее копию в Госдепартаменте, он обратил внимание на слова Маршалла перед гарвардской аудиторией о том, что "огромная сложность" проблем, нависших над послевоенной Европой, делает "крайне трудным для человека со стороны произвести четкую оценку ситуации".
Его резануло слово "сложность", ибо незадолго до того он беседовал со своим другом, миллиардером-инвестором Уорреном Баффетом о том, что сложность некоторых вещей в обществе - к примеру, налоговой системы и федерального бюджета, например - не дает людям возможности понять их, что в итоге препятствует изменениям. Гейтс обращал внимание на то, что все чаще среди друзей встречает тех, кто желает больше заниматься благотворительностью, но не понимает, как можно сделать что-то для борьбы с серьезным заболеванием или с нищетой в далеких странах.
Обдумывая эту идею, в январе Гейтс в письме своим сотрудникам, помогавшим ему в написании речи, заметил, что именно сложность зачастую мешает людям действовать. Он разослал статью Малкольма Глэдуелла из январского номера New Yorker, в которой говорилось о роли сложности и запутанности в скандале вокруг корпорации Enron.
И вот теперь это слово встретилось у Маршалла. Гейтс задумался о том, что за 60 лет, прошедших с того момента, как Маршалл покинул Гарвард, и через 32 года после того, как его стены покинул он сам, было сделано множество технологических прорывов, которые внесли вклад в уничтожение этих сложностей.
Например, интернет позволяет лучшим умам сотрудничать над решением общих проблем так, как они не могли ранее.
Прошло немного времени, и Гейтс и его коллеги включили пункты речи генерала Маршалла в собственную речь Гейтса.
В конце мая Гейтс снова связался с Баффетом. Ему хотелось призвать выпускников быть более активными в борьбе с глобальным неравенством, однако не хотелось показаться слишком "нравоучительным". Гейтс приехал в Омаху, штат Небраска, на ежегодную встречу акционеров Berkshire Hathaway, компании Баффета, в совет директоров которой входит Гейтс. После заседания Баффет дал Гейтсу несколько советов о том, как и в каком тоне лучше произносить речь.
"Уоррен лучше всех может вдохновить людей на то, чтобы что-то сделать, безо всяких поучений, - говорит Гейтс - Уоррен помог мне понять, как призвать студентов к действию правильно".
В прошлые выходные, пока коллеги дописывали предложения для речи, Гейтс слетал в Калифорнию на турнир по бриджу. В воскресенье он уже снова сидел за компьютером, редактируя речь, полируя фразы. В понедельник он впервые прочитал ее, находясь на трибунке в своем офисе, а во вторник отправил по электронной почте экземпляр Баффету. В среду он почитал ее вслух жене на частном самолете по пути в Бостон.
Вчера, он, наконец, получил гарвардскую степень - доктора юридических наук. "Будет отлично, если в моем резюме, наконец, появится диплом", - отметил он в речи. Он указал, что студенческая газета, The Crimson, назвала его "самым успешным отчисленным студентом Гарварда", и заявил: "Я полагаю, это делает меня особенным выпускником, произносящим прощальную речь. Я добился большего из всех, кто провалился".
Однако он быстро сменил тон, подчеркнув, что покинул Гарвард, получив достаточное образование в экономике, политике и науках, однако сильно сожалеет об одном.
"Я покинул Гарвард без осознания ужасного неравенства в мире - страшного неравенства в здравоохранении, благосостоянии и возможностях, которые обрекают миллионы людей на жизнь в нищете, болезни и отчаянии".
В аналитическом стиле, которым он прославился в хай-тек кругах, Гейтс порекомендовал план действий из четырех пунктов для решения какой-либо комплексной проблемы: выработка цели, поиск максимально эффективного подхода, нахождение идеальной технологии для этого подхода и наилучшее применение технологий, которые уже имеются в распоряжении.
"Примером может служить эпидемия СПИДа, - продолжил он. - Самая широкая цель - это, конечно, победить болезнь. Максимально эффективный подход - это профилактика. Идеальная технология - вакцина, одна доза которой дает пожизненный иммунитет. Поэтому правительства, фармацевтические компании и фонды финансируют исследования для создания такой вакцины. Но эта работа, вероятно, займет более десятилетия, а тем временем мы должны работать с тем, что есть у нас в руках - и лучший метод профилактики, которым мы сейчас располагаем, это донести до людей необходимость отказаться от чреватого риском поведения - это цель, которая сама по себе требует плана из четырех пунктов".
Он призвал каждого из выпускников выбрать вопрос и "стать в нем специалистом", даже если они будут уделять этой работе всего несколько часов в неделю.
Это то, что "зацепило" его, пояснил он в беседе, предшествовавшей произнесению речи. "Этим интересно заниматься: каждый день узнавать что-то новое, видеть это, - заметил он. - В моем случае, очевидно, занятно уже то, что я перенаправляю свое время с того, что было одной из самых интересных и восхитительных работ".