Российское расследование обстоятельств крушения Ту-154 президента Польши под Смоленском до сих пор считалось образцовым, пишет обозреватель Sueddeutsche Zeitung Соня Цекри. "Но сейчас польские власти предъявляют российской стороне обвинения, способные стать серьезным испытанием для новой гармонии в отношениях Москвы и Варшавы".
Как заявил в воскресенье представитель польского правительства Павел Грась, сотрудники российского спецподразделения ОМОН, первыми прибывшие на место катастрофы, якобы изъяли кредитные карты у погибших и даже совершили несколько транзакций. По словам вдовы погибшего в авиакатастрофе генсека Совета охраны памяти борьбы и мученичества Польши Анджея Пшевожника, со счета ее покойного мужа в первые часы после трагедии было снято 1600 евро.
Российская сторона, продолжает Соня Цекри, с возмущением опровергла информацию о том, что по подозрению в мародерстве задержаны трое сотрудников спецподразделения. В понедельник опровержения поступили и от смоленской милиции.
В России заявления Грася опровергли как в пресс-службе МВД, так и в главкомате внутренних войск. В МВД России заявления польской стороны назвали "кощунственными и циничными". По словам замначальника УВД Смоленской области Николая Турбовца, милиционеры и военнослужащие внутренних войск только стояли в оцеплении, охраняя место катастрофы. По его словам, деньги и документы с места происшествия действительно изымались, но делали это исключительно сотрудники 15 оперативно-следственных групп, рядом с которыми постоянно находились польские дипломаты, военные, а также представители польской прокуратуры.
Среди версий катастрофы, пишет в заключение автор, курсирует и слух о том, что Москва хочет замять истинные причины крушения. Критики Кремля, такие, как бывший советник экс-президента Путина Андрей Илларионов, призывают поляков не жертвовать правдой ради хороших отношений с Москвой.