При всех отличиях Европейского союза от Советского Союза, в устройстве их валютных зон имеются определенные сходства, опираясь на которые можно прогнозировать развитие финансового кризиса в Европе. Выводы историков носят "более долгосрочный и пессимистичный" характер, чем выкладки экономистов, заключает агентство Bloomberg по результатам опроса экспертов.
С 1992 по 1994 год зону обращения рубля покинули 13 бывших советских республик. Не исключено, что такая же судьба ожидает еврозону. Процесс выхода "неприятен и ведет к снижению доходов, инфляции. Люди не зря его боятся", считает историк, профессор Принстонского университета Гарольд Джеймс. Исключение Греции из еврозоны нанесет удар по основаниям ЕС подобно тому, как проникновение демократических тенденций в страны-сателлиты СССР в конце 1980-х пошатнуло корневую для этой страны коммунистическую идею, проводит аналогию директор Центра международной истории Колумбийского Университета (Нью-Йорк) Марк Мазовер.
"И Советский Союз, и Европейский союз лишились поколений, которые хранили память об основополагающих принципах союзов, чувство совместно пережитого", - цитирует Bloomberg главу Центра либеральных стратегий (София) Ивана Крастева. Урок, который ЕС следует вынести из истории, состоит, с его точки зрения, в том, что нужно следить за происходящим в Германии и с осторожностью относиться к концепциям "малой еврозоны" или "двухскоростной Европы". "Дезинтеграция происходит не из-за того, что каждый хочет идти своей дорогой, - говорит Крастев. - Она случается из-за того, что политики начинают обдумывать более тесный, оптимальный союз. Кризис уже сейчас сокращает границы доверия. Пространство Евросоюза предстоит переутвердить". Крастев не согласен с бундесканцлером Ангелой Меркель, которая неоднократно называла евро клеем, обеспечивающим целостность Европы. Единой валюте требуется свой собственный клей, и одни только экономические интересы на эту роль не годятся. Тут дело в доверии, считает эксперт. "Для того чтобы иметь общую валюту, должно быть ощущение общего гражданства на эмоциональном уровне".
Еще хуже могут быть последствия попытки решить проблемы еврозоны путем создания более тесного политического союза, убежден британский историк Энтони Бивор: "Результат будет прямо противоположным желаемому - вернется к жизни чудовище национализма". "Ничто не вечно, - авторитетно заявляет президент колледжа Биркбек (Лондонский Университет), историк Эрик Хобсбаум. - Смысл европейского проекта состояла в попытке превратить Европу в своего рода федеративное государство. Я никогда не верил, что это сработает. В отсутствии базиса для единства состоит самая суть Европы".