То, что в последние дни происходило в китайской столице, напоминает автору публикации в австрийской Die Presse Михаэлю Лащинскому некую "лигу чемпионов" с участием автократов. Сначала, пишет журналист, в Пекине председатель КНР Ху Цзиньтао встретился со своим российским коллегой Владимиром Путиным, затем туда приехали главы центральноазиатских государств для участия в саммите ШОС. И в качестве заключительного аккорда - визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, имеющего в "шанхайской группе" статус наблюдателя.
Послание, с которым участники саммита ШОС обратились к миру, звучит в интерпретации автора таким образом: "Геополитическая сцена - это не постмодернистский рай, который населяют милые и безобидные "телепузики", - это опасный и холодный мир. Политическим плюшевым персонажам здесь делать нечего, а дипломатия - это не средство сотрудничества между партнерами, а инструмент, при помощи которого сильные мира сего реализуют свои интересы и нейтрализуют соперников".
Однако, замечает автор, если следовать классической логике власти, Китай и Россия на деле должны быть непримиримыми соперниками: с одной стороны, ощущающий острую нехватку сырья и стремительно рвущийся вверх Китай, претендующий на гегемонию в регионе; с другой - отсталая в техническом и экономическом плане Россия, население которой резко сокращается, а природные ресурсы залегают в непосредственной близости к "мнимому партнеру". Грубо говоря, пишет автор, "китайского друга Путина удерживают от захвата Сибири только русские ракеты с ядерными боеголовками".
Однако, замечает в заключение автор, российской и китайской элите, похоже, больше нравится именно плюш, а не железобетонная риторика Владимира Путина и Ху Цзиньтао. Согласно статистике, состоятельные китайцы стремятся получить вид на жительство в США и российские олигархи предпочитают выводить капиталы из страны.