Перспективы российско-американского сотрудничества в области борьбы с терроризмом послужили темой двух статей, появившихся на сайте The Washington Times в воскресенье.
Несмотря на то, что "в отношениях Москвы и Вашингтона, очевидно, наступило рекордное охлаждение", совместная работа по противодействию терроризму должна не просто продолжаться - ее следует активизировать, пишет колумнист газеты Л. Тодд Вуд. "Это та самая область, в которой у Соединенных Штатов и России общие интересы", - считает автор. Развитие двусторонних связей в этой сфере, по его мнению, позволит "мало-помалу восстановить доверие между двумя странами".
"На данный момент угроза, исходящая от "Исламского государства", в большей степени касается России, чем США, но все может очень быстро измениться, как это произошло 11 сентября 2001 года, - пишет журналист. - Стратегия Америки в значительной степени должна состоять в препятствовании возникновению тренировочных лагерей и мест, в которых террористы, ничего не опасаясь, смогут строить козни против нашей страны. Вот здесь-то сотрудничество с Россией может оказаться выгодным".
"Но как Россия и США могут договориться о стратегии борьбы с "Исламским государством", если у США даже нет своей собственной последовательной стратегии? - продолжает Тодд Вуд. - Действия Америки на Ближнем Востоке воспринимаются в мире как нерешительные, неэффективные и, откровенно говоря, приводящие в замешательство. Из-за того, что администрация Обамы не желает даже признать радикальный ислам угрозой нашему жизненному укладу, Белый дом вместо того, чтобы деятельно бороться с этой угрозой, просто пытается отогнать мысли о ней".
Чтобы тактическое сотрудничество с Россией имело шансы на успех, Белому дому нужно определиться со своими задачами, резюмирует автор. С его точки зрения, для этого придется дождаться следующую администрацию.
О гипотетическом российско-американском сотрудничестве в деле борьбы с терроризмом рассуждает и директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.
Сперва он обращает внимание на то, что США и Россия присутствуют на Ближнем Востоке по-разному. Америка имеет в этом регионе военные базы, несколько стратегических союзников и статус одного из крупнейших импортеров ближневосточной нефти. Россия же не обладает ничем из перечисленного, но поддерживает отношения с некоторыми региональными игроками, с которыми у США натянутые отношения, к примеру с Турцией. Жизненно важных интересов на Ближнем Востоке у России нет, отмечает Наумкин, а расхождения США и России не кажутся ему непреодолимыми. Все это делает возможным сотрудничество двух стран в областях, в которых у них "схожие интересы", и борьба с "международным терроризмом и экстремизмом" входит в их число.
"Запад нуждается в России как в опытном и надежном партнере в борьбе с терроризмом и экстремизмом, - подчеркивает автор. - И Россия, и США хотят, чтобы ситуация на Ближнем Востоке была стабильной. В России многие подозревают, что Вашингтон пытается создать в регионе контролируемый хаос, но я не думаю, что это отвечает долгосрочным интересам Вашингтона... Трезвомыслящие американские политики, такие как Генри Киссинджер, критикуют США за опрометчивое вмешательство в дела региональных держав. Было бы замечательно, если бы Россия и США стали совместными усилиями восстанавливать стабильность в Ливии".
"К сожалению, российско-американское сотрудничество наталкивается на препятствия даже в тех областях, где интересы двух стран схожи между собой. Главное препятствие - плачевное состояние двусторонних отношений и глубокое недоверие между правительствами. В этом смысле вряд ли что-либо существенно изменится в лучшую сторону, даже если удастся договориться по Украине", - полагает Наумкин.
Применительно к борьбе с радикальным исламом суть расхождений в том, что США поддерживают "умеренных" исламистов, которые борются с "Исламским государством" и "Аль-Каидой", а "Россия считает, (...) что террористов не следует делить на "хороших" и "плохих". Еще один камень преткновения - отношение к сирийскому правительству. Другими словами, "Россия хочет сотрудничать с западными и региональными игроками в деле борьбы с терроризмом. Однако она всегда предпочитала сотрудничать с легитимными правительствами".
Наконец, "даже если бы сотрудничество России и США в борьбе с терроризмом разрослось до масштабов, соразмерных террористической угрозе, Россия ни за что не вступила бы в коалицию во главе с США, а США ни за что не поступились бы своим лидерством. Думаю, Россия извлекла уроки из американского и своего собственного опыта и ни за что, ни при каких обстоятельствах не будет ввязываться в боевые действия на территории арабских государств, даже в форме авиаударов".
"Надеюсь, насущная необходимость противостоять терроризму подтолкнет Вашингтон и Москву к тому, чтобы объединить усилия. Впрочем, с учетом тех препятствий, о которых я говорил, такое сотрудничество, скорее всего, останется на невысоком уровне. В лучшем случае стороны будут координировать свои действия и делиться друг с другом информацией... Тем не менее, даже сотрудничество на таком уровне улучшило бы двусторонние отношения", - заключает Наумкин.