Это интервью президент Соединенных Штатов Джордж Буш дал журналистам стран, которые он посетит в ходе визита в Латинскую Америку
- Господин президент, какую роль в переходе Кубы к демократии могут сыграть латиноамериканские страны?
- По моему мнению, послание, которое следует направить миру на переходном этапе, это свобода. Мы должны надеяться, что кубинцы получат право открыто выражать свое мнение, не опасаясь последствий, заявить о своем мнении в ходе выборов и реализовать собственный потенциал в условиях открытой экономики. Я надеюсь на то, что мы все вместе заявим, что переход означает не передачу власти от одного человека к другому, а переход от одного типа правления к другому, основанному на воле народа. Без всякого сомнения, именно такой будет позиция Соединенных Штатов. Мы полагаем, что кубинский народ должен сам решать свое будущее. Мы думаем, что кубинцы, люди, живущие на этом острове, так давно испытывающие страдания, должны сами решать свою судьбу, а не тот, кто является чьим-то братом. Судьба должна решаться самим населением. Я надеюсь, что у тех, кому посчастливилось жить в условиях свободы, будет аналогичное послание. Господь Бог решит, сколько кому еще быть на этой земле. Но я не знаю, сколько еще может прожить Фидель Кастро, думаю, что система, которую он навязал народу, не должна продолжать существовать, если так решит кубинский народ.
- С Бразилией вы будете обсуждать энергетические соглашения, альтернативные нефтяным? Это должно укрепить ваши отношения?
- Отношения между США и Бразилией уже прочные. Я вспоминаю свою первую встречу с президентом Лулой. Он не знал, чего следует ожидать, когда он приедет в Овальный кабинет. Честно говоря, я тоже не знал, чего мне ждать. В жизни репутация всегда бежит впереди человека. Но очень скоро мы поняли, что нас волнуют одни и те же проблемы, в частности, жизнь бедных людей. Мы оба представляем крупные и влиятельные страны, и мы поняли, что можем сотрудничать с целью достижения общих целей. Одной из них является соблюдение прав человека и создание правового государства, гражданского общества, которое дает власть каждому члену этого общества.
- Как вам известно, Фелипе Кальдерон (президент Мексики. - Прим. ред.) находится в первых рядах борцов с наркотрафиком. Как, по вашему мнению, вам следует сотрудничать?
- Мексика, безусловно, обеспокоена тем, что с нашей территории осуществляется нелегальная поставка наркотиков, как и мы обеспокоены торговлей людьми и доставкой наркотиков с юга на север. Это означает, что нам следует заняться комплексной реформой в сфере иммиграции. Сегодня люди, желающие выполнять работу, которую не хотят выполнять американцы, платят за то, чтобы их перевезли через границу в фургоне грузового автомобиля и высадили в пустыне, в надежде на то, что кто-то придет, чтобы спасти их, привезти в мотель или в дом, за проживание в котором им надо будет платить, и, наконец, найти работу. Индустрия, родившаяся как результат ныне действующего закона об иммиграции, негуманна и не отражает ценностей Соединенных Штатов. Таким образом, чтобы ответить на ваш вопрос о контрабанде наркотиков в одном направлении и оружия - в другом, нужна реформа в сфере иммиграции. Что касается ближайших шагов президента Кальдерона, ему принимать решение. И одной из целей моего визита является ознакомление с его стратегией.
- Складывается впечатление, что одной из задач вашего турне является укрепление отношений с дружественными США странами. Что вы думаете о реализации так называемой альтернативной модели развития, поборником которой является президент Чавес с его национализациями?
- Каждый глава государства должен реализовать стиль управления и экономическую модель, которые, по его мнению, обеспечат процветание народу. Я глубоко убежден, что управление промышленностью этим правительством будет неэффективным и приведет к еще большей бедности. Я уверен, что когда правительство стремится управлять экономикой, то снижаются ее возможности и углубляется бедность. Соединенные Штаты несут в регион послание об открытых рынках и открытом правлении. Нетрудно предположить, что пока прогресс не почувствуется в кошельках, население будет испытывать неудовлетворенность по отношению к формам руководства. И это не повод для того, чтобы возвращаться к тому, что, по моему мнению, не будет функционировать. Это означает, что необходимо сделать все возможное, чтобы помощь и прогресс были по-настоящему действенными.