Тысячи женщин Киргизии, бывшей советской республики, живут в ужасающей бедности. Многих из них нищета толкает под крыло состоятельных мужчин - в качестве вторых, третьих или четвертых жен. Сейчас парламент страны снова хочет разрешить многоженство, но у этого якобы социального акта имеются свои подводные камни
Другая страна, другие обычаи: Марат Кайыпов, министр юстиции Киргизии, сообщил, что вскоре парламент его страны будет обсуждать закон, который отменяет уголовную ответственность за многоженство. Подоплека этого странно звучащего предложения такова: многоженство в бывшей советской среднеазиатской республике уже существует в массовом масштабе. Его причина - повсеместная бедность.
После распада Советского Союза в 1991 году в поисках работы страну покинуло около миллиона киргизов. На родине осталось много женщин - зачастую безо всякой возможности материально себя обеспечить. Если многонациональное советское государство в рамках планового хозяйства еще заботилось о занятости и инвестициях, то для маленькой страны независимость означала социальную катастрофу. От этого, прежде всего, пострадала женская часть населения.
Многие женщины не имеют никаких шансов получить качественное образование, не говоря уже о работе, которая могла бы позволить им жить самостоятельно. Поэтому многие киргизки в соответствии с мусульманскими обычаями идут к состоятельным мужчинам второй, третьей или четвертой женой.
Однако выход, который на первый взгляд кажется издевательством, - решение социального вопроса заключается в предоставлении каждой женщине возможности выйти замуж за богача - имеет в Киргизии свои подводные камни. В регионах с сильными мусульманскими традициями, например, на Кавказе, практикующие многоженцы пока еще придерживаются заповеди, разрешающей им содержать не более четырех женщин.
Любовь к плоти, слабая вера
Однако в Киргизии любовь к плоти велика, а вера слаба. И кошелек часто оказывается тоньше, чем обещалось перед свадьбой. Даже торговцы с базара не всегда могут позволить себе хотя бы подержанную машину. Киргизский правозащитник Сартбай Шаичинбеков считает, что приверженцы многоженства, который они выдают за акт всеобщего социального блага, занимаются надувательством.
Вторые и последующие браки, заключаемые муллами, браками по закону не считаются. Соответственно, женщины оказываются безо всякой правовой защиты, они лишены права на материальную поддержку или алименты. Также у них нет никаких прав на наследство. В итоге женщины оказываются не только в нужде, но и вне закона. Кроме того, многие мужчины, утверждает правозащитник, тайком заключают по несколько браков, не ставя об этом в известность своих жен.
Вместо того чтобы вводить многоженство, предупреждает правозащитник Шаичинбеков, следовало бы улучшить правовое положение женщин. Но кланово-патриархальный парламент киргизской столице Бишкек на это пойти не готов.