Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 мая 2003 г.

Марк Чампион | The Wall Street Journal

Поддержав США в иракской войне, Польша выходит на мировую арену

Чтобы увидеть, как меняется Европа после Ирака, взгляните на Польшу

Благодаря глобальным дипломатическим потрясениям, вызванным решением США начать войну, Польша превратилась из смиренного просителя, стремящегося попасть в Европейский союз, в международного игрока. Еще до вступления в состоящий из 15 государств европейский политический и экономический блок, намеченного на будущий год, Польша начинает определять в нем свою роль.

Польские дипломаты и официальные лица давно выражают надежду, что их страна сыграет роль связующего звена между США и традиционными лидерами Европы, Германией и Францией. Но война в Ираке, которую поддержала Польша и против которой выступали Франция и Германия, дала основания для подобных надежд гораздо раньше, чем ожидалось. Это вызвало нескрываемую радость в Варшаве и откровенное раздражение в Париже и Берлине.

Однако президенту Александру Квасьневскому, стремящемуся повысить свой статус и статус Польши на международной арене, возможно, стоит взять несколько уроков у своего британского коллеги, премьер-министра Тони Блэра. Поддержка британского премьера укрепила и без того сильные связи Великобритании с Вашингтоном, но повредила ее отношениям с ближайшими и крупнейшими европейскими союзниками.

Испытание

У Квасьневского будет шанс испытать себя в новой роли в пятницу, когда он будет принимать во Вроцлаве своих немецкого и французского коллег на первом после иракского кризиса саммите так называемого Веймарского треугольника. Саммит был назначен давно и был призван продемонстрировать добрые отношения Квасьневского с двумя ведущими европейскими государственными деятелями в момент, когда страна готовится к референдуму о членстве в ЕС, назначенному на 7﷓8 июня. Так было до иракского кризиса. Теперь, говорит бывший польский министр иностранных дел Бронислав Геремек, "им и в самом деле есть о чем поговорить".

Марек Сивеш, возглавляющий польское Бюро национальной безопасности, считает, что положение Польши позволяет ей начать в Европе дебаты о взаимоотношениях с Вашингтоном. "Польша доказала свою решительность и компетентность, решая проблемы, связанные с Ираком, - говорит он. - Это страна, которой верят в США, при этом она имеет глубокие связи с европейской историей, поэтому обе стороны могут ей доверять". Встреча в пятницу положит начало рассмотрению этих вопросов, но, добавил Сивеш, Польша не намерена посредничать между Францией, Германией и США.

Квасьневский поддержал военную компанию США в Ираке, отправив символический контингент, состоящий из 200 человек. После окончания войны Польша согласилась взять под контроль одну из миротворческих зон, которые будут образованы в Ираке, отправив туда 1,5-2 тыс. военных.

Возвращение с переговоров

Польский министр обороны Ежи Шмадзинский, вернувшийся во вторник с переговоров в Вашингтоне, заявил, что предложил министру обороны США Дональду Рамсфельду включить в миротворческую миссию немецкие и датские войска. Его немецкий коллега Петер Штрук сухо ответил, что относится к этой идее скептически, и выразил удивление по поводу того, что Польша ее озвучила. Пресс-секретарь канцлера Герхарда Шредера в среду прямо заявил: "Этому не бывать".

Ощущение, что дела с крупнейшими европейскими игроками ведутся на равных, важно для поляков. Население Польши, которое чуть меньше 39 млн человек, составляет около половины населения 10 стран, которые должны вступить в ЕС в будущем году. Геремек вспоминает унижение, которое представители Польши и других кандидатов в члены ЕС испытывали из-за того, что во время встреч европейских лидеров их приглашали за обеденный стол лишь во время десерта, когда многие ключевые европейские игроки уже расходились.

Веймарский треугольник был образован в 1990 году, чтобы помочь Польше подготовиться к вступлению в ЕС. Но, по словам Геремека, его целью была также стабилизация отношений страны с одним из ее двух исторических врагов, Германией. Вместе с Россией Германия участвовала в трех разделах Польши и оккупировала ее во время Второй мировой войны. При одном из разделов, в 1795 году, Польша вообще исчезла. Вроцлав, который на протяжении нескольких веков назывался по-немецки Бреслау, принадлежал Германии до 1945 года. Историческая союзница Польши, Франция была вовлечена в эти отношения как своего рода дуэнья.

Однако эти отношения быстро изменились. В 1990 году Германия подписала договор, подтверждающий ее границы с Польшей, и вскоре стала для Польши ближайшей и важнейшей помощницей и союзницей в Европе. Сегодня около 35% польского экспорта идет в Германию.

Но когда возник выбор, поддержать по поводу Ирака США или Германию, Квасьневский выбрал Америку, которая, по общему мнению, обеспечивает безопасность благодаря ее лидерству в НАТО. Как будто для того, чтобы подчеркнуть это, в апреле Польша подписала контракт на закупку 48 американских истребителей F-16 у компании Lockheed Martin Corp. за 3,5 млрд долларов(3,06 млрд евро). Это был крупнейший оборонный контракт страны, когда-то входившей в социалистический лагерь, со времени окончания холодной войны. Истребителям F-16 было отдано предпочтение перед французскими машинами Mirage и шведско-британскими Gripen.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru