На прошлой неделе служба секретной разведки (MI-6) пошла на беспрецедентный шаг и объявила о вакансиях на ряд должностей в газетах The Times и Economist. Вторая древнейшая профессия, наконец, приблизилась к первой древнейшей и предложила свои услуги всем заинтересованным. Циники с более короткой памятью тут же задались вопросом, не следовало ли MI-6 одновременно с этим объявить о замещении вакансии изготовителей камней.
Начало странной саге о московском камне было положено 22 января, когда российский государственный телеканал показал запись, на которой, как было заявлено, запечатлено, как британские агенты считывают данные с фальшивого камня, размещенного прямо на улице. В программе также были продемонстрированы документы, якобы свидетельствующие о незаконных транзакциях между MI-6 и неправительственными российскими организациями. Тони Блэр отмахивался от расспросов СМИ, шутя, что правительство никогда не выступало с комментариями по вопросам безопасности. "Очевидно, за исключением тех ситуаций, когда мы хотим это сделать".
Некоторое время, однако, казалось, что ситуация может вылиться во что-то более серьезное. Пресс-секретарь ФСБ, наследницы КГБ, предупредил, что вопрос будет решаться "на политическом уровне" - кремлевский шифр для слова "высылка". Были арестованы, по крайней мере, двое россиян. Из пенсионного уединения выудили перебежчика из КГБ Олега Гордиевского, который назвал весь инцидент "трюком КГБ".
Однако на той же неделе президент Владимир Путин вступил в соперничество с господином Блэром по остроте языка. "Ну, вышлем мы этих разведчиков. Вместо них пришлют других, - заявил он на пресс-конференции. - Может быть, умных. Намучаемся потом искать их". Тогда решили, что Путин не хочет провоцировать волну высылок "зуб за зуб", которые были характерны для холодной войны. Британские спецслужбы полагают, что в Лондоне действует около 35 российских агентов.
Три месяца спустя сотрудник пресс-службы в британском посольстве в Москве подтверждает, что не было выслано ни одного человека. "Посольство не получило ни одного официального заявления", - утверждает он. Тем временем пресс-секретарь в Лондоне говорит, что британский МИД "считает инцидент исчерпанным".
Однако в этой истории остается ряд интересных ниточек. Первая - это заявление Гордиевского, поддержанное несколькими неправительственными организациями, работающими в регионе, о том, что все это было частью тщательно продуманной грязной кампании по ужесточению контроля над неправительственным сектором. Хотя Путин похвалил неправительственные организации как "важный компонент политической системы", недавно он ввел драконовские законы для контроля над этими организациями. И в то время как МИД продолжает финансировать неправительственные организации с целью "содействия гражданскому обществу", Кремль сохраняет подозрительность. Многие считают, что западные деньги сыграли важную роль в проведении "оранжевой революции" на Украине.
Другая интересная тема - это неутихающие и широко распространенные страсти по шпионажу. "Холодная война закончилась, - заявил недавно один бывший агент КГБ. - Сейчас наступил горячий мир". Связи России с такими странами, как Иран, ее широкий ядерный арсенал и энергетические ресурсы делают ее мишенью для западных разведывательных агентств, как из стран-союзниц, так и из стран, не являющихся таковыми.
Общество тоже считает, что "великая игра" продолжается, причем грань между реальностью и фикцией размывается все больше. На своем новом сайте MI-6 считает нужным пообещать своим сотрудникам "карьеру, которая, как и карьера Бонда, будет служить интересам их страны". Девятый вопрос в списке часто задаваемых вопросов на сайте MI-5 содержит длинные разъяснения, в которых работа агентства сравнивается с Spooks, популярным шпионским сериалом телеканала BBC. Как мог бы заявить какой-нибудь бывший глава КГБ, он может узнать больше из газеты The New York Times, чем проникнув в Агентство национальной безопасности. Но что в этом смешного?