Так ли должен выглядеть человек, который достиг пика своей карьеры? Когда вчера Дмитрий Медведев играл главную роль в путинской инсценировке в Кремле, он смотрелся скорее как отрок, впервые принимаемый на равных в обществе взрослых мужчин и вынужденный благодарить за это своих покровителей. Это связано, конечно, и с его костюмами, которые определенно стоят очень дорого, но при этом он выглядит в них довольно странно. Он носит их как доспехи.
Подобное зажатое поведение несомненно порождает слухи: является ли Медведев всего лишь марионеткой Путина или все-таки самостоятельным силовым фактором? Пока что следует повременить с прогнозами на этот счет. Или же лучше вспомнить первые шаги Путина, когда он должен был выходить из тени Бориса Ельцина.
Ясно тем не менее одно: Медведев либо станет сильным президентом, либо не станет им вообще.
В России никогда еще у руля долгое время не находился слабый царь, марионетки или слабаки очень быстро сбрасывались с престола теми, кто имел качества действительно сильных руководителей.
У Медведева определенно есть все предпосылки и качества для того, чтобы стать сильным царем. Одной из предпосылок является сама президентская должность. Пока в российской властной элите существует консенсус относительно того, что конституция не должна быть нарушена, с Медведевым ничего не случится. Пример очевидного нарушения конституции дает и новейшая история. Даже два: в 1991 и 1993 годах. Однако на еще одну попытку власть имущие пойти не рискнут, поскольку в таком случае будет нанесен урон существующему общественному договору. Общественный договор, заключенный между Кремлем и народом, звучит следующим образом: мы гарантируем вам после периода анархии и хаоса стабильность (вкупе с растущим благосостоянием), а вы ни во что не вмешиваетесь. В настоящее время невозможно понять, ждет ли одна группа власть имущих выгоды от того, что это равновесие будет нарушено.
У Медведева есть необходимые качества для того, чтобы стать сильным царем своими силами. В последние годы ему приходилось иметь дело с четырьмя сферами, которые таят в себе огромную взрывную силу: здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Каждая из этих задач в сегодняшней России может стать билетом в один конец. Но Медведев не потерпел в этом неудачи. Одновременно с этим он возглавлял совет директоров "Газпрома" - несмотря на то, что кто-то говорил, что этим занимался сам Путин. И он выстоял в интригах кремлевского аппарата.
Но вот что, возможно, становится самым главным: Медведев является - намного больше, чем бывший сотрудник спецслужб Путин - представителем господствующего в России класса: бюрократии.