У Владимира Путина и его преемника Дмитрия Медведева большие планы насчет России. К 2020 году, уверяют они, Российская Федерация будет среди пяти самых экономически развитых стран мира. Правомерные амбиции. Спустя десять лет после падения на самое дно в результате дефолта 1998 года, страна хочет закрепить свое процветание. Для этого у нее есть средства. Обладая третьими по величине валютными резервами в мире, Россия ежедневно кладет в казну 1 млрд долларов, получаемых от экспорта углеводородов. Тем не менее, такой нефтедолларовый дождь - 150 млрд долларов отложено в Стабилизационный фонд - не делает Россию современной страной.
Недостаток электроэнергии
На огромной территории России, протянувшейся на одиннадцать часовых поясов, не хватает дорог, многие федеральные трассы имеют всего две полосы. Железнодорожная сеть развита недостаточно. Самолеты, летающие на внутренних авиалиниях, уже очень старые. Промышленное оборудование устарело. Электрические сети обветшали. В 2005 году отключение электроэнергии парализовало Москву, заблокировав миллионы человек в поездах метро и лифтах. В настоящее время управляющие гигантских торговых центров, расцветающих вокруг больших городов, постоянно ломают голову над вопросом: как гарантировать необходимое электроснабжение?
Знающее об этой проблеме правительство планирует вложить 480 млрд долларов в одни только электросети до 2020 года. Предусмотрено также строительство 4000 км новых дорог, расширение железнодорожной сети. На модернизацию аэропортов уйдет 21 млрд евро.
Осуществить диверсификацию
Если Россия хочет влиять на мировую экономику, ей придется не только добывать газ и нефть. Ей придется производить. В настоящий момент все или почти все импортируется: мыло, картофель, автомобили и электробытовая техника. В 2007 году объем экспорта вырос на 20%, импорта - на 50%. Возникла неотложная потребность в диверсификации. Но как ее осуществить?
"В России частные инвесторы не готовы вкладывать деньги в проекты, которые принесут прибыль через десять лет. Эти проекты сопряжены с повышенной степенью риска и сложными бюрократическими процедурами. Все хотят краткосрочной прибыли. Только государство может позволить себе сделать ставку на долгосрочные проекты", - объясняет Алексей Саватюгин из министерства финансов.
2007 год стал годом запуска крупных проектов. Для стимулирования развития отдельных экономических областей (самолетостроения, ядерной энергетики, производства вооружений, кораблестроения) и решения конкретных задач (организации Олимпийских игр в Сочи, обновления ветхого жилья) были созданы 7 госкорпораций. Корпорации со 100-процентным государственным капиталом имеют особый статус, так как могут участвовать в совместных проектах с частными инвесторами, принимать решение о продаже своих акций на бирже, покупать и продавать активы. Постепенно государство передаст этим корпорациям активы и средства на сумму 33 млрд долларов. Треть денег уже была переведена.
Этот особый статус, ассоциирующийся с некоторой закрытостью - корпорации не подлежат проверкам Счетной палаты, - порождает слухи. "Госкорпорации - идеальная находка. Активы, передаваемые государством, становятся собственностью корпорации. В общем, речь идет о бесплатной приватизации государственной собственности и средств", - считает экономист Михаил Делягин.
Приближенные Путина при деле
Российский президент не скрывал: в ближайшем будущем эти холдинги будут "полностью приватизированы". Приближенные Владимира Путина выстроились наготове. В Кремле группы, настаивавшие на создании госкорпораций, имеют прочные позиции.
Так, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, друг Путина, и министр образования Андрей Фурсенко, бывший дачный сосед главы государства, стоят у истоков Роснанотеха. Оба они сегодня являются членами правления этой корпорации. Другой приближенный Путина, Сергей Чемезов, был поставлен во главе Ростехнологий.
Большинство госкорпораций (семь из девяти) были созданы в 2007 году, когда Владимир Путин готовился сменить президентский пост на пост премьер-министра. Создав этих государственных монстров, возглавляемых приближенными и финансируемых из бюджета, будущий глава правительства сформировал некое подобие параллельного кабинета министров. Создание таких "сверхминистерств", с неясным механизмом функционирования и обильно финансируемых, еще больше укрепляет власть премьер-министра, оставляя новому президенту Дмитрию Медведеву чисто декоративную роль.