Озабоченность судьбой МКС: из-за нехватки средств работа над российским сегментом может завершиться не раньше 2015 года - на пять лет позже запланированной даты. Однако в 2015 году заканчивается оговоренный срок службы станции. Стоит ли вообще заниматься ее расширением?
Международная космическая станция - это предмет постоянных забот исследователей космоса. После того как американцы уже поставили под сомнение смысл существования МКС и завершения всех планировавшихся работ, теперь о своих проблемах заявили русские. Из-за острой нехватки финансов работы над российским сегментом могут быть завершены лишь в 2015 году - на пять лет позже первоначально запланированной даты.
Сейчас в распоряжении российской стороны имеется только треть первоначально запланированных средств. Однако поскольку в 2015 году также истекает срок службы станции, оговоренный партнерами по МКС, русские стараются заручиться поддержкой американцев в своих планах по его пролонгации до 2020 года. Впрочем, это отвечает также интересам европейцев и японцев, которые охотно продолжат эксплуатацию своих научных модулей Columbus и Kibo и после 2015 года.
Однако даже продление срока службы МКС не решит все российские проблемы. Ведь скоро закончится гарантийный срок службы их модулей "Заря", "Звезда" и "Пирс", которые были выведены на орбиту в период с 1998 по 2001 год. Поэтому ставится вопрос, насколько имеет смысл строить и запускать в космос новые модули. Это касается и уже близкого к завершению многофункционального лабораторного модуля, призванного расширить научно-исследовательские возможности МКС. В любом случае, денег на его оснащение научным оборудованием в наличии пока тоже не имеется.
Осуществляется 20% запланированных проектов
По данным Николая Анфимова, председателя научно-технического координационного совета, ответственного за пилотируемые исследования космоса, Россия до сих пор осуществила на МКС только 20% запланированных проектов. Причина, говорит он, заключается в том, что на эти цели выделяется "менее 1%" средств, предназначенных на пилотируемые космические полеты.
Кроме того, у русских не решен вопрос с электроэнергией. Уже сегодня им приходится дорого покупать электроэнергию для МКС у американцев, потому что их собственные мощности не превышают 5 киловатт, а нужно в десять раз больше. "В 2009 мощности американского сегмента достигнут 100 киловатт, тогда как мы планируем повышение до 7 киловатт лишь к 2011 году", - жаловался Виталий Лопота, глава ракетно-космической корпорации "Энергия". Принципиальный перелом возможен только путем добавления к многоцелевому лабораторному модулю двух научно-энергетических модулей.
Проблемы, вызванные прекращением стартов "шаттлов"
Не меньше головной боли сулят российскому аэрокосмическому агентству "Роскосмос" и проблемы со снабжением, которые начнутся в 2010 году с прекращением полетов к МКС "шаттлов". Таким образом русским придется взять на себя все пассажирское сообщение, по меньшей мере до 2015 года. Только тогда будет готов новый американский космический корабль Orion. Чтобы уже в 2009 году удвоить число членов экипажа МКС с нынешних трех человек, русские должны строить значительно больше космических кораблей "Союз", в том числе и для американцев. Но необходимое для этого разрешение американского правительства действительно лишь до 2011 года. Вскоре должны начаться переговоры о его продлении до 2013 года.
Кроме того, Россия опасается, что американцы могут пойти на попятный. Директор NASA Майкл Гриффин недоволен тем, что ему приходится платить русским за свой грузооборот около 2 млрд долларов, говорит эксперт Юрий Зайцев из Московского института исследований космоса. "Конечно, он предпочел бы дать деньги Европе, тем более что Европейское космическое агентство ESA не скрывает, что оно готово к такому сотрудничеству и, тем самым, к американо-европейскому доминированию на МКС", - сказал Зайцев, говоря о новом европейском транспортном корабле ATV (Automated Transfer Vehicle). Ведь в будущем у ATV может также появиться пилотируемая версия.