Владимир Путин вновь застал мир врасплох, попросив восточноукраинских сепаратистов отложить запланированный на 11 мая референдум и заявив о начале отвода российских войск от границ с Украиной. "Но не спешите отключать в Google оповещение о новостях по тегу "Украина": эта сага еще не окончена и она не стала менее запутанной", - пишет старший редактор New Republic Юлия Йоффе.
Во-первых, по данным официальных лиц США, Россия пока никаких войск не отводила. Во-вторых, Путин не потребовал отложить референдум, а просто попросил. Пока неясно, послушаются ли его полевые командиры сепаратистов.
Путин не особо скрывает причину для переноса референдума: Восточная Украина - это не Крым, по данным соцопросов, лишь 30% поддерживают присоединение к России, говорится в статье.
По мнению Йоффе, поворотным пунктом также стали трагические события в Одессе. "Путин так хорошо дестабилизировал ситуацию на Украине, что страна теперь скатывается к гражданской войне, пока различные украинские группировки воюют друг с другом, как на улицах Одессы. Путин, вероятно, на это не рассчитывал и, еще более вероятно, что гражданская война у границ - это последнее, чего бы ему хотелось", - говорится в статье.
По мнению журналистки, свою роль в решении Путина мог сыграть Крым: "Это еще не прижившийся имплантат в теле российского государства, которым необходимо заниматься и инкорпорировать его в страну". Не следует забывать и о внутренних проблемах. Российская экономика находится не в лучшей форме, а по некоторым оценкам, уже впала в рецессию. К тому же, как предрекает Глеб Павловский, политконсультант и некогда советник Путина, в скором времени начнут раздаваться недовольные голоса кремлевских "ястребов": "Мы получили санкции из-за Путина, но ради чего? Где Донбасс?"
Возможно, таким образом российский президент отходит от края в неконтролируемой ситуации, но весьма вероятно и то, что Путин блефует. "Это обманный маневр со стороны Путина, - уверен Александер Климент, аналитик Eurasia Group. - Он мешает Западу ввести новые санкции, но все ключевые точки разногласия остаются на месте, как и все путинские инструменты для влияния на ситуацию так, как он хочет".
Йоффе делает вывод: "Если даже это настоящая и длительная деэскалация со стороны России - и если она вообще способна разрядить обстановку после всего, что сделала в последние недели, - я поверю в нее лишь тогда, когда увижу своими глазами".