Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 ноября 2000 г.

Дэвид Хоффман | The Washington Post

Дикий капитализм держит за горло российский бизнес

В конце недели сотрудники правоохранительных органов в черных масках и бронежилетах взломали двери здания российской компании, производящей водку, тем самым вновь продемонстрировав, что конфликты относительно руководства российскими предприятиями, продолжают решаться насильственным путем.

Сотрудники правоохранительных органов были вызваны к зданию "Торгового дома Смирнов", чтобы помочь новым владельцам в борьбе со старыми. Находившийся внутри здания основатель и президент компании Борис Смирнов, которому принадлежит 50% акций предприятия, отказался уйти. За пределами здания Сергей Юзефов, представляющий компанию, которая приобрела остальные 50% акций, потребовал пропустить его внутрь, для того чтобы он смог занять место Смирнова.

В результате разгорелась схватка, в ходе которой сотрудники службы безопасности Смирнова забаррикадировали двери. Новые владельцы вызвали полицию, которая взяла приступом главный вход, взломав деревянные двери и ворвавшись в здание через окна.

Этот рейд в очередной раз показал, что российская экономика давно и тяжело больна, а это не может не вызывать тревогу у иностранных инвесторов.Таким образом, перед президентом Владимиром Путиным поставлена сложная задача. Хотя в России уже приватизирована большая часть бывших государственных предприятий и компаний, немногое было сделано для обеспечения гарантий прав их владельцев и акционеров.

Не проходит и недели без того, чтобы крупные и мелкие компании не вступали в серьезные имущественные конфликты, которые выливаются в нарушение судебных решений, взаимные обвинения в воровстве и мошенничестве, а иногда и в открытое насилие.

Исход конфликта важен для российской экономики, которая хотя сейчас и получает непредвиденные доходы от высоких цен на нефть, но многие экономисты считают, что в долгосрочной перспективе России нужно создать у себя стабильный и предсказуемый инвестиционный климат, чтобы привлечь в страну миллиарды долларов, необходимые для обновления старой советской промышленной базы.

Путин назвал создание хорошего инвестиционного климата - в рамках установления "диктатуры закона" - одним из основных приоритетов. Во время своего недавнего визита во Францию президент подтвердил, что Россия хочет интегрироваться в глобальную экономику и защищать права собственников.

Однако российская действительность говорит о другом. Борьба за руководство компаниями, начавшаяся еще при бывшем президенте Борисе Ельцине, ничуть не ослабела и после прихода к власти Путина 31 декабря прошлого года, и новый президент почти ничего не предпринял в данном направлении. Он набрал команду либеральных экономических советников и часто заявляет о своей приверженности рыночным реформам, не проявляя, однако, никакого стремления к наведению порядка в том, что эксперты называют корпоративным управлением. Речь идет об имущественных спорах, правах миноритарных акционеров, а также о различных способах присвоения или утаивания средств компаний.

На Западе прозрачность компаний и защита прав инвесторов обеспечивается давно устоявшимися правилами и эффективной деятельностью регулирующих органов. Однако в России, где еще закон не стал нормой жизни, значительные активы компании свободно уводятся из-под контроля. Для выкачивания средств из компании-учредителя используются таинственные подставные фирмы - и все это в ущерб интересам акционеров. Особенно ожесточенные сражения разгораются в нефтегазовой отрасли, где часть акций принадлежит иностранным инвесторам. К примеру, недавно критики заинтересовались вопросом, действительно ли руководство "Газпрома" тайно переводило активы в другую компанию, где оно имеет свои собственные частные интересы.

В результате высоких цен на нефть макроэкономическая ситуация в России сейчас более благоприятна, чем когда-либо после финансового кризиса 1998 года. Налицо профицит бюджета, а валютные резервы Центробанка вернулись на докризисный уровень. Тем не менее, фондовый рынок по-прежнему находится в состоянии депрессии.

По мнению Петера Халлорана - руководителя ведущего московского брокерского дома "Aton Capital Group" - негативное влияние на фондовый рынок вызывает опасение в отношении рисков корпоративного управления. "Это самая серьезная проблема для фондового рынка, - подчеркнул он, добавив, что "если каждый будет действовать в правильном направлении, это положительно скажется на рынке".

В случае со Смирновым, конфликт возник летом, когда фирма "Альфа Эко", входящая в состав "Альфа Груп", одной из ведущих российских ФПГ, приобрела 50% акций водочной компании. Новые владельцы захотели увеличить производство продукции "Торгового дома Смирнов" с нынешних 200-300 тысяч бутылок в месяц до 1 миллиона и более.

Однако нынешний президент компании Борис Смирнов, владеющий 50% акций, с этим не согласился. По сообщениям газеты "Коммерсант", Смирнов настаивал, чтобы его акции тоже были выкуплены и чтобы он был назначен пожизненным генеральным директором.

Здесь следует напомнить, что Борис Смирнов уже давно ведет судебный спор по поводу использования фирменной марки. Благодаря его усилиям, после развала СССР в 1991 году на российской водке вновь появился фирменный знак Смирнова. Он является потомком Петра Смирнова - торговца, в 1860 году впервые основавшего водочную компанию в России. Тем не менее, в России смирновская водка не носит имя "Смирнофф" - известной водки, производимая многонациональной корпорацией "UDV", которая наиболее популярна в мире, но не в России, где она тоже продается. "UDV" утверждает, что ее предшественница, компания "Heublein", купила имя "Смирнофф" в 1934 году у российского эмигранта. А эмигрант, в свою очередь, приобрел его у одного из сыновей Петра Смирнова - Владимира, который после отъезда из России сменил свою фамилию на Смирнофф. Сейчас это дело рассматривается в суде.

Тогда "Альфа Эко" избрала Юзефова на пост исполняющего обязанности генерального директора и попыталась упразднить пост, занимаемый Смирновым. "Альфа Эко" добилась решения суда, позволяющего ей занять офисы Смирнова в центре Москвы. Когда сотрудники службы безопасности не пустили туда Юзефова, тот вызвал полицию. Борис Смирнов пообещал не сдаваться.

Дело Смирнова бледнеет по сравнению со ставками, поставленными на кон в конфликте вокруг "Норильского никеля" - одного из крупнейших в мире производителя дорогостоящих металлов, таких как никель и платина; по имеющимся сведениям, за первую половину текущего года объем продаж компании составил 2,2 млрд. долларов, а чистая прибыль - 1,1 млрд. долларов.

Компания была приватизирована в ходе печально известных ваучерных аукционов 1995-96 годов, в результате которых российские магнаты прибрали к рукам крупнейшие активы в российской промышленности в рамках "полюбовных" сделок. "Норильский никель" оказался в руках архитектора ваучерной программы Владимира Потанина - одного из российских олигархов, которые приобрели влияние при Ельцине.

Недавно "Норильский никель" объявил о чрезвычайно запутанной реструктуризации, в ходе которой миноритарные акционеры утверждали, что их позиции подрываются компанией "Интеррос", являющейся мажоритарным акционером "Норильского никеля". Эксперт брокерского дома "Тройка-Диалог" Джеймс Фенкнер заявил, что, хотя план невероятно запутан, конечный результат очевиден. У мажоритарных акционеров будет еще больше акций "Норильского никеля", а у миноритарных - еще меньше.

По словам представителей "Норильского никеля", реструктуризация, которую планируется завершить в следующем году, в итоге пойдет на пользу инвесторам, поскольку все потоки наличных средств будут сосредоточены в одной компании, тогда как в прошлом они проходили через сомнительные фирмы.

Тем не менее, Эрик Краус - главный стратег брокерского дома "Nicoil Capital Markets" - подчеркнул, что все эти объяснения носят гипотетический характер и что "Потанин дурачит всех, кто ему доверял... раскрывая всем глаза на то, каким ненадежным до сих пор является российский рынок".

Бывший председатель российской комиссии по ценным бумагам Дмитрий Васильев, сейчас возглавляющий группу по защите прав инвесторов, заявил, что советники Путина явно дали понять, что хотят более активно участвовать в спорах вокруг корпоративного управления. Однако, - добавил Васильев, - с точки зрения рядовых российских и иностранных инвесторов, ситуация не улучшается.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru