Если стереть помаду и крем для осветления кожи, можно увидеть в Cosmopolitan нечто по-настоящему интересное.
Это не совсем обычный способ исследования процесса освобождения женщин, но эволюция индийского издания за последнее десятилетие отражает радикальные изменения, произошедшие в отношении молодых индийских женщин к сексу, браку и работе, и дает увлекательную возможность увидеть бешеный темп перемен в местном обществе.
Взгляните на первые номера индийского издания журнала, вышедшие в свет десять лет назад. В статьях предлагаются полезные советы о том, как мирно уживаться со свекровью, говорится об удовольствии от ведения дневника и превозносятся достоинства полиэстера. Главная "фишка", за которую журнал покупают во всем мире, - его откровенный взгляд на секс и отношения полов, но именно эта его сторона перед индийскими читателями предстала в сильно препарированном виде.
Тем не менее, единственное и довольно невинное упоминание о сексе на обложке первого номера за октябрь 1996 года ("Сексуальные тайны, о которых твоя мать никогда не решалась тебе рассказать") вызвало реакцию ужаса. Родина "Камасутры" и эротических храмовых скульптур в Каджурахо оказалась не готовой к такой смелости.
"Когда мы показывали журнал рекламодателям, они смущались и не хотели, чтобы их видели с этой обложкой; они переворачивали его вверх ногами или прятали подальше, обещая получше рассмотреть потом", - говорит издатель Мала Сехри. Тогда в Индии существовал только один журнал для женщин - Femina, который рассказывал читательницам, как избавиться от муравьев, и давал полезные советы по вязанию.
"Мы все очень нервничали, и у нас были для этого причины, - говорит Сехри. - Мы не представляли себе, как люди будут реагировать. Рекламодатели справшивали нас: "Где все эти женщины, к которым вы обращаетесь? В Индии их нет в помине. Все эти идеи просто завезены с Запада". Аналитики предупреждали нас, что "подход журнала чужд нашему воспитанию и бросает вызов нашим ценностям".
Спустя десять лет стеснение исчезло. Последний номер обещает открыть читателям "движения в постели, которые заставят его захотеть еще", а девушка на обложке демонстрирует такое декольте, от которого до обнаженного бюста всего один шаг.
В стране с населением 1,1 млрд читательская аудитория Cosmopolitan, который выходит тиражом 95 тыс. экземпляров, представляет собой очень тонкий слой городского населения, который ряд ли можно считать представительной выборкой. Но изменения общественной морали стремительно распространяются из крупных индийских городов в провинциальные.
"Раньше мы этого стеснялись, - говорит Сехри. - Сейчас мы регулярно проводим исследования сексуальных привычек индийских женщин, и женщины не только отвечают на наши вопросы, но и с радостью сообщают свое имя. Десять лет назад нельзя было вообразить, что можно задавать подобные вопросы".
"Мысль о сексе до брака была настолько чуждой обществу, что нам даже не хотелось допускать, что такое возможно. Сегодня женщины охотно признают, что у них было больше одного сексуального партнера".
Обсуждение вопросов секса в печати перестало быть табу. На этой неделе на обложке обычно серьезного новостного издания India Today опубликована фотография почти обнаженной пары с обещанием рассказать все о "тайных желаниях" одиноких индийских мужчин. Playboy с интересом изучает индийский рынок. Реклама ароматизированных презервативов идет по телевидению в прайм-тайм.
Что изменилось? Во многих отношениях Индия остается глубоко традиционной страной, так что этот новый климат открытости отчасти является иллюзией, создаваемой масс-медиа с целью подогреть интерес к модной индустрии и увеличить продажи импортной западной косметики. Как люди, покупающие Yachting Monthly, не всегда владеют яхтами, так и женщины, покупающие Cosmopolitan, не обязательно занимаются сексом. Между разговорами и делом - дистанция огромного размера.
И тем не менее то, как с годами изменилась индийская версия Cosmopolitan, свидетельствует о более важных вещах, чем просто об отбрасывании табу, касающихся секса. Изменения отражают растущую независимость или, по крайней мере, надежду на независимость среди представительниц индийского городского среднего класса.
Отмечая десятую годовщину появления журнала в Индии, его главный редактор Ароон Пури заявил в редакционной статье: "Cosmopolitan отражает расширение возможностей женщин. Я верю, что это самая важная перемена, произошедшая в Индии за последнее десятилетие - она даже существеннее, чем процесс либерализации экономики". Это, конечно, смелые (и, естественно, необъективные) утверждения, но для ограниченного круга женщин скорость, с которой произошли перемены, действительно была головокружительной.
Cosmopolitan является полной противоположностью феминистских изданий: он неустанно продвигает недостижимые стандарты красоты и худой фигуры, его миссия - научить женщин нравиться мужчинам, а задача - стимулировать бессмысленное потребление дорогостоящей косметики.
Однако в Индии отказ журнала говорить о традиционных для женщины ролях матери и домохозяйки придал ему оттенок радикальности. Отвечая на пожелания читателей, журнал теперь ориентируется не на домохозяек, а на работающих женщин, и уделяет больше внимания вопросам карьеры, чем сексу, моде и красоте.
"Десять лет на самом деле небольшой срок, но все происходит с такой потрясающей скоростью, что нам приходится торопиться, чтобы угнаться за меняющейся ролью индийской женщины в обществе", - говорит Сехри. Все больше женщин начинает работать, женщины из небольших городов поступают в университеты, зарплаты стремительно растут, женщины уезжают от родителей и начинают жить самостоятельно, а некоторые обнаруживают, что у них впервые есть финансовая независимость, позволяющая купить собственный дом и собственную машину. "Экономическая независимость создает новых, независимых женщин".
Урваши Буталиа, издательница-феминистка из Дели, скептически относится к провозглашенной журналом новой эре. "Когда дело доходит до замужества, семьи и устройства собственного дома, традиционные роли возвращаются, - говорит она. - Единственное изменение касается внешней стороны: женщина после замужества может носить джинсы, не скрывающие пупок, вместо того чтобы перейти на традиционное сари. Я не вижу масштабных преобразований в том, что касается распределения власти в семье".
"Перемены затронули жизнь многих женщин, и у них явно есть ощущение расширившихся возможностей. Вопрос только в том, насколько это ощущение обманчиво?"