Вчера республиканцы получили контроль над палатой представителей и отняли места как минимум у трех сенаторов-республиканцев. Этого удалось добиться на волне недовольства среди избирателей президентом Бушем и войной в Ираке в ходе самого тяжелого сражения за конгресс с тех пор, как 12 лет назад там прочно обосновались республиканцы.
Кажется, демократам не удастся получить еще шесть мест, необходимых для победы в сенате, заявили сегодня рано утром представители обеих партий. Однако победа в палате представителей - нарушившая работу безумно эффективной политической машины Белого дома, которой руководит Карл Роув, - продемонстрировала, что удача резко повернулась лицом к демократам. Эта же победа стала признаком полной трансформации политической динамики правительства, которое целое десятилетие контролировали республиканцы.
Не менее важной долгосрочной победой для партии является то, что демократы по всей стране одержали верх на выборах губернаторов - особенно следует отметить штаты Огайо, Арканзас и Нью-Йорк.
К сегодняшнему утру демократы получили более 15 мест, необходимых для победы, одержав победу над конгрессменами от Республиканской партии повсюду - от Нью-Гемпшира до Индианы и Флориды, сообщают представители обеих партий. Хотя до сих пор не поступили результаты с Западного побережья, представители партий не ожидают, что они могут изменить уже имеющийся расклад.
Среди тех, кто в следующем году покинет залы конгресса, ряд наиболее умеренных членов партии - члены палаты представителей Чарльз Басс от штата Нью-Гемпшир и Клэй Шоу от Флориды, а также сенатор Линкольн Чефи от штата Род-Айленд.
По заявлению Белого дома, мистер Роув, ведущий стратег в администрации президента, предупредил Буша о том, что палата представителей потеряна, примерно в 11 вечера.
"Судя по реакции, он был разочарован результатами выборов в палату представителей, - сообщил пресс-секретарь Белого дома Тони Фратто поздно вечером. - Однако в оставшиеся два года он намерен сотрудничать с обеими партиями по наиболее важным вопросам. У него есть ряд ключевых вопросов, которые необходимо решить, и он намерен работать совместно с обеими партиями".
Буш объявил, что в среду днем проведет пресс-конференцию. На вопрос о том, позвонил ли Буш Нэнси Пелоси, лидеру демократов и предполагаемому спикеру палаты представителей, Фратто сообщил, что президент не станет звонить ей до утра среды. Вечером во вторник он выражал надежду, что сенат останется под контролем республиканцев.
Помимо род-айлендского сенатора Линкольна Чефи, под удар попали такие сенаторы-республиканцы, как Майк Девайн (Огайо) и Рик Санторум (Пенсильвания).
В то же время человек, по которому пришелся главный удар республиканцев - сенатор Роберт Менендес, кандидат демократов от штата Нью-Джерси, - пережил наступление, обошедшееся республиканцам почти в 5 млн долларов, и одолел своего конкурента - Томаса Кина-младшего.
Из Нью-Йорка сообщают о победе Элиота Спицера, который стал первым за 12 лет демократом в резиденции губернатора в Олбани, а сенатор Хиллари Родэм Клинтон без труда переизбралась на свой пост. В штате Коннектикут сенатор Джозеф Либерман, выступавший в качестве независимого кандидата, опередил Нэда Лэмонта, который был выставлен кандидатом от Демократической партии вместо самого Либермана.
Весьма существенной победой демократов на губернаторских выборах стало избрание губернатором Огайо конгрессмена Теда Стриклэнда. Его победа, а также поражение, которое Девайн потерпел от Шеррода Брауна, показали, что Огайо больше нельзя назвать оплотом республиканцев, каковым штат оставался долгое время. Кроме того, демократы заняли губернаторскую резиденцию в Массачусетсе, а демократ Эдвард Рэндэлл переизбрался на второй срок на пост губернатора Пенсильвании.
Несмотря на первоначальные успехи демократов, с наступлением вечера напряжение в руководстве обеих партий нарастало.
"Мы стоим на пороге крупной победы демократов", - сообщила Пелоси, выступая вечером перед толпой сторонников Демократической партии в Вашингтоне.
Сенатор Чарльз Шумер, демократ от штата Нью-Йорк, возглавивший борьбу партии за контроль над сенатом, выступил перед своими сторонниками в Вашингтоне в 20:45 и сообщил о победе в Пенсильвании и Огайо.
"За нами уже два штата, - сказал Шумер, вызвав овации, и добавил. - Мы держим кулаки за Вирджинию".
"Еще рано откупоривать шампанское, - добавил он, - но пока все идет хорошо".
К позднему вечеру оставался неизвестным исход выборов на четыре сенаторских места. В Вирджинии сенатор-республиканец Джордж Ален шел ноздря в ноздрю с Джимом Уэббом. В Миссури республиканец Джим Тэлент опережал Клэр Маккэскилл. В Теннеси республиканец Боб Коркер одерживал верх в борьбе с конгрессменом Гарольдом Фордом-младшим за место, освободившееся после ухода сенатора Билла Вриста. Неясной оставалась ситуация в Монтане, где республиканец Конрад Бернс и сенатор Джона Тестер шли вровень.
В Вирджинии после подсчета 98% бюллетеней разрыв между кандидатами составлял лишь несколько тысяч голосов. До сих пор не подсчитано 100 тыс. бюллетеней, так что результаты не будут известны еще в течение нескольких часов. Республиканцы с уверенностью заявляют, что смогут выдержать натиск демократов и как минимум сохранить за собой сенат. "Я полагаю, ситуация и в палате представителей, и в сенате прояснится глубокой ночью", - сообщил CNN председатель Республиканского национального комитета Кен Мелмэн.
Несмотря на одержанные демократами победы, двум кандидатам партии пришлось тяжело в борьбе за переизбрание. Речь идет от членах палаты представителей Джиме Маршалле и Джоне Бэрроу - их мандаты играли важную роль в стратегии Республиканской партии по удержанию контроля над палатой. На прошлой неделе президент Буш посетил оба их округа, чтобы выказать поддержку кандидатам-республиканцам.
Но в начале вечера выяснилось, что ряд республиканских конгрессменов, за судьбой которых в партии следили особенно внимательно, потерпели поражение. В Кентукки член палаты представителей Анна Нортап, прежде не раз побеждавшая в тяжелом противоборстве, проиграла Джону Джармуту. В Индиане потерпели поражение трое республиканцев: конгрессмены Джон Хостеттлер, Майк Содрел и Крис Чикола. В Коннектикуте проиграла выборы Нэнси Джонсон - член палаты представителей и заслуженный член Республиканской партии.
Особенно нужно отметить поражение Хостеттлера, поскольку победу над ним одержал консервативный демократ, шериф Брэд Эллсуорт, который, проявив себя на этом месте, может в следующем году войти в руководство Демократической партии.
На кон оказались выставленными и палата представителей, и сенат. Нынешние выборы были самыми трудными с момента установления республиканцами контроля над конгрессом в 1994 году - именно тогда в последний раз одна партия вырвала контроль над обеими палатами из рук конкурентов. В нынешнем году демократы намеревались отобрать у республиканцев 15 мест в палате представителей и 6 мест в сенате.
Во многом выборы стали референдумом по вопросу о доверии президенту Бушу и о войне в Ираке, как свидетельствуют экзит-полы.
60% избирателей, опрошенных сегодня на выходе с избирательных участков, сообщили, что голосовали против войны в Ираке, а 40% - что голосовали против Буша. Кроме того, по словам значительного числа избирателей, важное влияние на их решение оказали скандалы, связанные с коррупцией, в рядах Республиканской партии.
По данным этих же опросов, независимые избиратели, группа, которой в двухпартийной стране уделяется особое внимание, в большинстве предпочли демократов республиканцам.
В этот день звучали сомнения насчет использования электронных систем для голосования, которые впервые применялись во многих регионах, а также насчет новых законов об учете избирателей. О возникновении проблем сообщалось в дюжине штатов, среди которых были Индиана и Огайо. В некоторых районах восьми штатов время голосования было продлено, чтобы решить возникшие трудности.
Президент Буш проголосовал в городе Кроуфорд, штат Техас, после чего вернулся в Вашингтон, чтобы следить за результатами из Белого дома вместе с соратниками, в числе которых были Мелмэн и Карл Роув, ближайший советник президента.
В течение дня представители республиканцев заявляли, что сообщения о высокой явке в традиционно республиканских районах, а также результаты предварительного и заочного голосования вселяют в них оптимизм.
Сомнения вызвали первые результаты экзит-полов, заставившие предположить, что у республиканцев возникли проблемы, хотя представители партии и ранее признавали трудности, с которыми их кандидаты столкнулись в нынешнем году.
"Этот год для нас - настоящее испытание", - сообщил Мелмэн телеканалу CNN.
Выборы завершили трудную кампанию, которая нелегко далась Демократической партии, раздраженной многолетними поражениями в противостоянии Белому дому. Республиканская партия, со своей стороны, четко сознавала, что потеря контроля над палатой представителей и сенатом коренным образом изменит оставшийся срок полномочий Буша.
В ходе предвыборной кампании у республиканцев имелось административное преимущество.
Из-за изменения границ избирательных округов уже избранные республиканцы казались менее уязвимыми. Кроме того, на их стороне было признаваемое обеими партиями преимущество - мощный и сложный механизм по обеспечению явки, который республиканцы начали создавать сразу же после прихода Буша к власти в 2001 году.
Опять же, у республиканцев имелось финансовое преимущество, даже несмотря на то, что активные усилия демократов по увеличению финансирования позволили сузить огромный разрыв. Тем не менее, по данным Федеральной избирательной комиссии, республиканцы потратили на избирательную кампанию 559 млн долларов, а демократы - 465 млн. А мистер Роув ясно дал понять, что, по его мнению, республиканцы вновь смогут победить, сделав упор на вопросы терроризма и национальной безопасности, как это делалось на всех национальных выборах после 11 сентября 2001 года.
К середине октября республиканцам стало ясно, что в стране сложилась политическая обстановка, которую некоторые называют худшей на памяти нынешнего поколения. В этих условиях, как показали проведенные во вторник экзит-полы, демократам было легче решить свою главную стратегическую задачу: превратить выборы в национальный референдум об отношении к Бушу и, в более общем виде, к республиканскому руководству.
В течение осени ситуация в Ираке все более ухудшалась, в октябре резко возросло число убитых американцев, и общественное мнение более жестко выступило против конфликта. Опросы свидетельствуют, что 8 из 10 избирателей, заявивших, что поддерживают войну, голосовали за республиканцев, а 8 из 10, выступавших против войны, - за демократов.
В отличие от выборов 2002 и 2004 годов, когда кандидаты-республиканцы по всей стране жаждали получить поддержку президента, в этом году во многих частях страны Буш был крайне непопулярен. Число мест, где он был желанным участником предвыборных мероприятий, снизилось. В понедельник республиканский кандидат на пост губернатора Флориды предпочел не представать перед публикой рядом с ним. Напротив, в агитации демократов присутствовали сотни изображений, на которых противник-республиканец стоит или сидит рядом с Бушем. Во вторник примерно 4 из 10 избирателей, выходивших с участков, сообщили, что голосовали против Буша.
Кроме того, республиканцам помешали скандалы, связанные с коррупцией. В сентябре конгрессмен от штата Флорида Марк Фоли вынужден был оставить должность, признав, что посылал юношам недопустимые письма сексуальной тематики.
К концу предвыборной кампании республиканцы сообщили, что им пришлось потратиться на выборы там, где этого не предполагалось. Выборы проводились на место ушедшего Фоли, а также на место, которое прежде занимал Том Делэй из Техаса, бывший лидер республиканского большинства, вынужденный оставить конгресс после обвинений в попытке нарушить избирательное законодательство Техаса.