Президент Франции предостерег США, что обрушение американской валюты недопустимо, поскольку рост курса евро вредит Европе
Президент Франции Николя Саркози, выступая перед членами Конгресса США, предостерег, что Соединенные Штаты рискуют спровоцировать "экономическую войну", если попытаются выпутаться из своих бед путем девальвации валюты, допустив безудержное падение доллара.
Это ошарашивающее заявление было сделано на фоне падения доллара до рекордно низкой отметки (1,4731 по отношению к евро), вызвавшего массовое возмущение ведущих французских и итальянских промышленников. Одновременно доллар подобрался к отметке 2,10 по отношению к фунту стерлингов впервые с 1981 года - начала периода администрации Тэтчер. На Уолл-стрит индекс Доу резко снизился на 246,40 пункта до отметки в 13414,50 пункта.
Саркози, не щадя чьих бы то ни было чувств, пошел в лобовую атаку на администрацию Буша. "Доллар не может оставаться сугубо чужой проблемой. Если мы не проявим осмотрительность, эта монетарная неразбериха может перерасти в экономическую войну. Все мы станем ее жертвами", - сказал он.
"Те, кто восхищается нацией, которая создала величайшую экономику мира и никогда не оставляла усилий убедить мир в преимуществах свободной торговли, ожидают, что эта нация первой начнет развивать справедливые курсы обмена валюты". Стивен Джен, аналитик из Morgan Stanley, отметил, что падение доллара начинает вселять тревогу. "Покамест его движителем являются центральные банки с Ближнего Востока и из Азии, но есть риск, что к этому подключатся хедж-фонды, а они могут действовать весьма мощно", - сказал он.
"Наибольший риск состоит в том, что иена нанесет ответный удар и ликвидирует carry trade (сделки на разнице кредитных ставок. - Прим. ред.), прежде чем хоть кому-то удастся изменить свою позицию", - пояснил Джен.
1,2 трлн долларов, приходящиеся на сделки на разнице кредитных ставок между долларом и иеной, представляют собой колоссальный источник ликвидности для рынков активов. Внезапная коренная перемена в этой сфере может нанести тяжелый удар по всемирной финансовой системе, как случилось в 1998 году.
Доллар начал падать после того, как Чэн Сивэй, заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей заявил, что Пекин перестанет хранить еще большую часть своих иновалютных резервов, составляющих 1,340 трлн долларов, в форме облигаций Казначейства США. "Евро укрепляется, а доллар слабеет, и мы можем добиться лучшего соответствия этих двух валют между собой", - сказал Сивэй.
Саймон Деррик, специалист по стратегическому планированию из Bank of New York Mellon, сказал, что, на его взгляд, Сивэй оговорился: "Китайцам сейчас только и не хватало резкого снижения доллара. Темпы инфляции у них и так достигают 6,2%". Деррик отметил, что мир стоит на грани полномасштабного валютного кризиса: "Федеральная резервная система оказалась между молотом и наковальней. Из-за ипотечного кризиса она не в силах сохранять учетную ставку на уровне, который был бы достаточно высок для сдерживания инфляции".
Заявление Саркози было сделано после того, как французская компания LVMH, выпускающая предметы роскоши, сообщила о переносе своего производства в Индию. Airbus при укреплении евро на один цент теряет 100 млн евро прибыли: с августа он лишился 1,2 млрд евро.
Глава федерации итальянских бизнесменов Лука ди Монтецемоло утверждает, что крепкий евро влечет за собой "катастрофические последствия". Это коснулось даже немецких компаний. За сентябрь объем заказов на производство снизился на 2,5%.
Высказывания Саркози, несомненно, были адресованы Европейскому центральному банку накануне сегодняшнего совещания по вопросам учетной ставки. Группа членов правления банка во главе с представителями Германии убеждает, что ставку надо повысить, пока инфляция не вышла из-под контроля. Любой подобный шаг спровоцирует в Европе политическую бурю.