Еще в 2008 году, когда Кипр вступил в еврозону, финансовая система маленькой средиземноморской республики считалась образцовой. Теперь же, четыре года спустя, страна находится на волоске от банкротства: если к декабрю Кипр не получит средства от "большой европейский тройки" на рекапитализацию своих банков, правительству будет не из чего платить зарплаты и пенсии, пишет Герд Хёлер в Die Zeit. Виной тому - расточительная финансовая политика коммуниста Димитриса Христофиаса, президента Кипра.
Между тем руководство страны, затягивая переговоры, не спешит соглашаться с условиями "тройки", настаивающей на повышении налога на прибыль компаний, массовой приватизации и снижении заработной платы в государственном секторе, работники которого получают больше, чем работники частного сектора. Коммунист Христофиас, получивший образование еще в Советском Союзе и освободивший госслужащих от пенсионных выплат, умело заручился поддержкой данной части населения страны, отмечает автор. Более того, клин в отношения между "тройкой" и Кипром вбила и немецкая разведка, обнаружившая на банковских счетах в Кипре не менее 26 млрд долларов российских олигархов.
"У европейской стороны есть серьезные основания полагать, что большая часть данных средств имеет не совсем законное происхождение, а размещены они для дальнейшего отмывания, - считает журналист. - Поэтому вряд ли стране будет оказана финансовая помощь, если власти не изменят положение вещей".
Несмотря на это, правительство не унывает, рассчитывая на получение миллиардного кредита от России. Как заявил пресс-секретарь правительства Стефанос Стефану, у Кипра имеются "открытые каналы с Россией", говорится в статье.
Совсем недавно в кипрских средствах массовой информации появились слухи, что страна, уже предоставившая без какого-либо тендера дочерней компании "Газпрома" право разработки месторождений газа на своей территории, готова в обмен на кредит предоставить России базу для ее ВМФ, ведь Кипр является "непотопляемым авианосцем". Таким образом, Россия могла бы "закрепиться в Средиземноморье", отмечает Die Zeit.