Постоянный автор Forbes Марк Адоманис посвятил свою очередную колонку книге Питера Бейкера "Дни огня: Буш и Чейни в Белом доме" (Days of Fire: Bush and Cheney in the White House), отрывок из которой был недавно опубликован в Foreign Policy. Адоманис присоединяется к хвалебным отзывам о сочинении Бейкера и делится своими соображениями по одному из затронутых в этой публикации вопросов, а именно о политике США в отношении России.
"Бейкер великолепно дает представление... о полном отсутствии ясности в стратегии Буша относительно России. На самом деле, с учетом того, что описывает Бейкер, слово "стратегия" - это, пожалуй, чересчур благосклонное слово для описания подхода Буша к путинской России. Стратегия должна иметь какую-то согласованную задачу, удаленную цель, которая достигается с помощью различных тактических средств. Но никакой постоянной стратегической цели в российской политике Буша не было, а был постоянно менявшийся набор задач, многие из которых были взаимоисключающими".
"Менее чем за восемь лет от стратегии "сохраним Россию в нашем лагере" Буш перешел к стратегии "сделаем Россию демократической", а затем и к стратегии "изолируем Россию, как можно сильнее расширив НАТО за счет территории бывшего Советского Союза". Осуществление одной из этих стратегий могло дать результат. Осуществление двух было очень рискованным, но в принципе - при солидном везении и при условии, что им уделялось бы много внимания на уровне руководства - могло принести успех. Осуществлять три совершенно разные стратегии за такой короткий период времени значит напрашиваться на провал, и при таких сумасшедших виражах политического курса нечего удивляться, что на момент ухода Буша с поста президента отношения с Россией были хуже чем когда-либо со времен окончания холодной войны", - пишет Адоманис.
"Когда речь заходит о России, Америке до сих пор очень непросто бывает определиться, чего мы хотим от этих отношений: хотим ли мы сделать русских более похожими на нас? Хотим ли мы заручиться их поддержкой в конфронтации с китайцами, иранцами, "Аль-Каидой" или еще каким-нибудь пугающим внешним врагом? Хотим ли мы их изолировать и ослабить? Американская политика, по-видимому, нередко исходит из всех этих стратегий одновременно, продвигая общественные организации, разрабатывая санкции против Ирана и расширяя НАТО в Грузию и на Украину. На русских, разумеется, тоже лежит часть ответственности, они не чураются подростковых выходок типа преследования [посла США в России Майкла] Макфола в его перемещениях по Москве, но наша до сих пор неизжитая неспособность определиться со стратегическими целями в значительной степени объясняет, почему российско-американские отношения находятся в таком раздрае".