"Синдзо Абэ исполняет любопытный дипломатический танец с Путиным. Может показаться странным, что он делает это именно сейчас, так как события на Украине и в Сирии увеличивают расстояние между российским правительством и союзниками Японии - ЕС и США, - отмечает редакция Financial Times. - Однако японский премьер следует убедительной долгосрочной логике. Сложность здесь в том, чтобы найти равновесие между стратегическими выкладками и острыми краткосрочными рисками".
На следующий месяц запланирован визит Путина в Японию, от которого ждут существенных результатов и сам Путин, и Абэ. Последний рассчитывает сдвинуть с мертвой точки территориальный спор из-за четырех островов, известных в Японии как Северные территории, а в России - как Курилы. Кроме того, в связи с нарастанием напряженности в японско-китайских отношениях Абэ "надеется увеличить расстояние между Китаем и Россией, приблизив Россию [к Японии]". Ради вышеназванных целей Япония готова расширить экономическое сотрудничество с Россией, и этот подход, по словам редакции, "нравится Путину", который "отчаянно нуждается в зарубежных инвестициях в затянувшиеся строительно-энергетические проекты, особенно в Сибири". Путин дал понять, что готов вести переговоры о спорных островах.
"В краткосрочной перспективе подход Японии к Путину угрожает ослабить координацию в "Большой семерке" и подорвать санкции, наложенные на Москву, - утверждают журналисты. - Есть риски и для японских национальных интересов. Многие эксперты полагают, что Япония может надеяться получить назад только два крошечных острова. В 1956 году Япония и Советский Союз подписали совместное соглашение, в котором рассматривалось возвращение Шикотана и Хабомаи - двух меньших островов - в случае подписания мирного договора. Эти два острова составляют 7% территории архипелага и малоценны с точки зрения экономики и обороны. Ради этой малой прибыли Япония не может рисковать охлаждением отношений с США или ЕС".
Маловероятно также, что Россия окажет существенную поддержку Японии в ее соперничестве с Китаем, так как, во-первых, глубоко опасается Поднебесной, а во-вторых, надеется укрепить экономические связи с ней.
"Вполне понятно желание Японии оставить позади затянувшийся спор именно сейчас, когда она ищет противовесы для растущей региональной мощи Китая. Но сделать это ценой раскола G7 было бы серьезной ошибкой", - резюмируют авторы.