"Нефтяной концерн ЮКОС всегда уделял большое внимание решению социальных проблем, как в тех областях, где он непосредственно действует, так и по всей России". Хвалебные слова, которые нашел Михаил Ходорковский, не являются неожиданностью: Михаил Ходорковский ? это главный человек в ЮКОСе. За последние лет пять ему удалось вывести на биржу вторую по величине, но, пожалуй, самую динамичную нефтяную компанию России, сделав ее прозрачной для международных инвесторов.
Гражданские движения "в областях, в которых он непосредственно действует" тем не менее считают концерн непрозрачным. В Иркутске сопредседатель организации по защите окружающей среды "Байкальская волна" дала недавно пищу для размышления немецким журналистам. ЮКОС подчеркивает, что концерн в тех районах, где он работает, способствует улучшению положения в образовании и здравоохранении. Но тем самым он ставит в зависимость от себя местные власти, говорит сопредседатель "Байкальской волны" Дженни Саттон. Один только взгляд на стратегические планы концерна делает понятным ее беспокойство.
ЮКОС собирается поставлять энергоносители в Китай и работает над проектами трубопроводов, которые пройдут через до сих пор девственные территории прибайкальских заповедников, через области вечной мерзлоты (вечная мерзлота ? это главное препятствие для строительства в Сибири), а также через горный район в Саянах, населенный шорцами в количестве около 16 000 человек. Шорцы, или кузнецкие татары, живут в областях, пострадавших уже при Сталине. Здесь искали руду, бездумно валили деревья в реликтовых лесах. Там создавались исправительные лагеря. Из-за демаркации границы с Монголией шорцы, традиционно занимавшиеся кузнечным ремеслом, потеряли рынки сбыта; они были обречены на занятие рыболовством, охотой и животноводством на нетронутых цивилизацией землях, через которые теперь пройдут газо- и нефтепроводы.
Предсказуемые аварии, как следствие геологической и сейсмической активности, делают планы по прокладке трубопроводов рискованными. Кроме того, трудно сказать, насколько они реализуемы с экономической точки зрения. Китайская государственная нефтяная компания "Норинко" прокладывает нефтепровод в направлении Казахстана к богатым источникам нефти, что сулит жесткую конкуренцию. То, что в этих условиях проект может оказаться невостребованным, показывает пример Украины. Там построен трубопровод из Одессы к польской границе, но он простаивает. Другие пути транспортировки не так дороги, а новый проект Баку-Джейхан сулит еще большее ужесточение конкуренции. Однако дело уже сделано, причем с необратимыми экологическими последствиями.