Екатеринбург, расположенный в 1400 км от Москвы, вот уже 280 лет, с момента своего основания, известен как уральский центр металлургической промышленности.
Когда президент Путин и федеральный канцлер Шредер будут встречаться в этом городе для консультаций в среду вечером и в четверг, речь, в частности, пойдет о расширении экономических связей между "стратегическими партнерами", Россией и Германией. Хотя вопрос о будущем Ирака тоже не останется без внимания, он не будет центральной темой.
Путин недавно охарактеризовал российскую позицию по вопросу Ирака как "очень прагматичную и гибкую". Конфликт между Вашингтоном, с одной стороны, и Парижем и Берлином - с другой скоро будет разрешен, говорил Путин, поясняя при этом, что, с его точки зрения, Россия и Соединенные Штаты друг с другом не конфликтуют.
Энергетика - вот самая важная тема встречи в Екатеринбурге, поскольку российская нефте- и газодобывающая промышленность, а также электроэнергетика ищут зарубежных инвесторов. Россия до конца текущего десятилетия хочет увеличивать экспорт нефти и газа примерно на две трети. Если Америка, Япония и Китай откроют для себя Россию как нового поставщика энергоносителей, американские и британские нефтяные компании придут на российский рынок с миллиардными инвестициями, и Германия, самый крупный торговый партнер России, тоже не захочет остаться не у дел.
Однако совместный проект строительства газопровода по суше, в котором Берлин, безусловно, заинтересован, пока не продвигается, так как запланированное создание трехстороннего российско-украино-германского консорциума пока не состоялось из-за разногласий между славянскими братьями.
Историческое соглашение о транзите
Тем более важен прогресс в отношениях Берлина и Москвы в других областях: концерны Ruhrgas и Wintershall во время переговоров с российским монополистом "Газпромом" собираются передать протокол о намерениях, касающийся строительства трубопровода, идущего по дну Балтийскому морю. Стоимость проекта - 6 млрд евро.
Концерн Eon из Дюссельдорфа хочет реализовать проект газовой электростанции с объемом капиталовложений в 500 млн евро.
Компания Deutsche Bahn AG и ее российский партнер, только что преобразованный в акционерное общество, собираются подписать соглашение о строительстве новой железнодорожной магистрали; по новой линии предполагается отправлять из Южной Азии в Западную Европу 6 млн тонн грузов в год, сообщил президент ОАО "Российские железные дороги" Фадеев.
Возможны и иные экономические соглашения. Шредера в его поездке сопровождают первые лица некоторых крупных предприятий, в частности Lufthansa и Deutsche Bank, который в настоящее время ведет переговоры об участии в российской инвестиционной компании United Financial Group. Однако в Екатеринбурге с российской стороны не будет равнозначных представителей от частной экономики.
Шредер и Путин подпишут соглашение о транзите грузов для немецкого контингента международной миротворческой группировки в Афганистане (Isaf). Тем самым Россия впервые разрешит члену НАТО использовать свою территорию для перемещения грузов военного назначения. Кроме того, Москва и Берлин хотят облегчить процедуру выдачи виз для отдельных групп - Берлин имеет в виду, прежде всего, студенческий и научный обмен, Москву больше интересуют поездки должностных лиц. Но возможно и то и другое, если это допускает Шенгенское соглашение.
Кроме того, предполагается достичь соглашения об утилизации списанных атомных подводных лодок. Возобновится обучение российских менеджеров в Германии, о чем в свое время договорились предшественник Путина на посту президента Борис Ельцин и федеральный канцлер Коль.
Долги России
Деликатная тема - это долги России Парижскому клубу. В нем объединились 19 стран-кредиторов, перед которыми Россия имеет долги. Они берут начало еще из Советского Союза. Москва хотела бы реструктурировать свой долг в размере 41 млрд долларов. Россия в обмен на реструктуризацию готова погасить часть долга досрочно, уже в этом году, предложил Путин в понедельник французскому премьер-министру Раффарену.
До сих пор Германия не проявляла большой готовности к разговору на эту тему, она является крупнейшим кредитором - 43% общей суммы долга приходится на ее долю. Кроме того, российский премьер-министр Касьянов после беседы с Раффареном сказал, что искусственно сдерживаемые низкие цены внутреннего российского рынка на энергоносители больше не являются препятствием для вступления России в ВТО. До сих пор Брюссель по этой причине противился скорому вступлению России в данную организацию. Это тоже будет темой разговора Путина и Шредера в Екатеринбурге.