Проект пересмотра Федерального указа о табаке заставляет кашлять крупных производителей табачных изделий. В будущем предупредительные надписи о вреде курения должны будут занимать половину сигаретной пачки. "Это уж слишком!" - говорят правые партии и представители табачной индустрии.
Пока что проект отличается явной радикальностью. Как предлагает Федеральное управление общественного здравоохранения (OFSP), надпись "Курение может убить", сделанная черным по белому, должна занимать 35% лицевой стороны пачки. На задней стороне упаковки 50% площади будет отведено под дополнительную информацию о вреде сигарет. На боковых сторонах пачки также будут размещаться предупредительные тексты (15% площади).
Христианско-демократический союз, Социал-демократическая партия и Швейцарский союз искусств и ремесел критикуют проект, считая, что негативной рекламе требуется отводить чрезмерно много места. Они считают, что Швейцария не должна выходить за рамки общей конвенции Всемирной организации здравоохранения, предлагающей, чтобы предупреждение о вреде курения занимало лишь 30% лицевой стороны упаковки.
Критики выступают также против предложения Федерального управления внутренних дел печатать на сигаретных упаковках цветные изображения почерневших легких или больных десен. "Эти вклейки будут закрывать марку, к тому же я не уверен, что подобные картинки произведут впечатление на курильщиков", - возмущается Клаудио Роллини, директор службы по связям с общественностью швейцарского филиала British American Tobacco.
Способен ли вид прокуренных легких или распухших десен заставить любителей табака отказаться от своей привычки? В Швейцарии никаких исследований на сей счет не проводилось. Но недавно канадское правительство, выступившее пионером в этой области, опубликовало результаты исследования. Они указывают на явную зависимость между размерами предупредительного текста и решимостью человека бросить курить: чем заметнее предупреждение, тем большее впечатление производит оно на молодых курильщиков.
Канадское общество по борьбе с раком также утверждает, что антиреклама на сигаретных пачках является эффективным средством борьбы с курением. По заявлению этой организации, "у значительного числа курильщиков" возникли опасения по поводу влияния курения на их здоровье. По данным проведенного обществом опроса, 44% курильщиков указали, что новые предупредительные надписи с помещенными под ними шокирующими картинками усилили их желание отказаться от никотина.
Производители сигарет, однако, считают, что это новшество может произвести обратный эффект, побудив бунтарей-подростков курить еще больше. Неправда, отвечают организации по борьбе с табаком. По их мнению, новые вклейки продемонстрируют подросткам, что взрослые начинают всерьез относиться к негативным последствиям курения. Таким образом, изменится сама социальная обстановка, в которой молодые люди принимают решение о том, курить им или нет.
Но одно ясно уже сейчас. Шокированные антирекламой и вмешательством властей в их потребительский выбор, многие курильщики сопротивляются давлению на них. В Канаде компания JTI-Macdonald начала выпускать металлические портсигары для сигарет Export "A", свободные от всякой антирекламы. Потребителям остается лишь переложить туда сигареты, чтобы не видеть предупреждений. Тот же феномен наблюдается и в Испании. С тех пор как 1 сентября этого года в стране вступил в силу антитабачный закон, десятки тысяч свободных от правительственной антирекламы картонных пачек были проданы в киосках по 0,60 евро за пачку.