Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 октября 2004 г.

Редакция | Financial Times

Оживите реформы

Андрей Илларионов, экономический советник президента Владимира Путина, проявил мужество, открыто выразив озабоченность российской экономической политикой. В интервью Financial Times он предупредил, что, отходя от рыночных реформ и двигаясь в сторону большего государственного вмешательства, страна рискует сбавить темпы экономического роста.

Его комментарии влились в поток растущей международной встревоженности. В начале этой недели Институт международных финансов предупредил, что дело ЮКОСа, в рамках которого в тюрьме сидит Михаил Ходорковский, основатель нефтяной компании, стало самым мощным шоком для доверия инвесторов к России после финансового кризиса 1998 года.

Вероятно, избежать экономического хаоса после распада Советского Союза было невозможно. И, учитывая российские традиции централизма, почти не вызвало удивления, что за хаосом последовали некие усилия по наведению экономического порядка. Однако Путин зашел слишком далеко в восстановлении власти Кремля над крупными секторами экономики.

Дело ЮКОСа не только загнало крупнейшую нефтяную российскую компанию на грань банкротства. Оно также напугало других бизнес-олигархов, которые опасаются, что могут последовать за Ходорковским в тюрьму. Даже мелкие предприниматели теперь живут в страхе перед своими налоговыми чиновниками.

Михаил Фрадков, премьер-министр, открыто говорит об усилении роли государства в экономике, где государство должно быть и регулировщиком, и участником. Кремлю особенно хотелось бы контролировать энергетический сектор, и он объявил о планах увеличения своей доли в "Газпроме", газовом гиганте, с 38 до 51%. За исключением сокращения налогов, проведение либеральных реформ замедлилось почти до полной остановки.

Путин хочет, прежде всего, чтобы Россия была эффективной глобальной державной. Он правильно понимает, что этого можно достичь только при сильной экономике. Однако он ошибается, полагая, что сильную экономику можно построить только через усиление государственного контроля. Как заявил Илларионов, если бы не высокие цены на нефть и другие позитивные внешние факторы, рост экономики уже бы снижался, а не возрастал по сравнению с показателем прошлого года в 7,3%.

К сожалению, пока цены на нефть остаются высокими, на Москву почти не будет оказываться давления с требованием изменить направление. Как и в Венесуэле, Нигерии и Саудовской Аравии, нефтяные доходы освобождают чиновников от обязательства проводить болезненные структурные изменения. Временно жизнь под "нефтяным проклятием" кажется прекрасной.

Однако неэффективность и коррупция растут по мере того, как власть становится все более централизованной, а рыночные силы выдавливаются из экономики. В какой-то момент цены на нефть упадут, и вся эта адская машина приведет к ужасной остановке. Россия со своими 145 млн населения, глобальными амбициями и со своим ядерным арсеналом должна любой ценой избежать такой судьбы.

Еще не поздно сменить курс. За счет доходов, которые правительство аккумулировало благодаря высоким ценам на энергоносители, можно профинансировать крупные изменения. Однако Путин должен признать, что его усилия по концентрации всей власти в его собственных руках делают страну более бедной и менее свободной.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru