С момента ареста Михаила Ходорковского и бойни в Беслане западные политики и комментаторы критикуют Владимира Путина за якобы авторитарную политику. Госсекретарь США Колин Пауэлл обвинил его в подавлении демократии в России и призвал начать политический диалог с чеченцами, за дело которых недавно погибли сотни детей. На днях свыше 100 западных политиков и интеллектуалов обвинили Путина "в возвращении к милитаристической и империалистической риторике".
Ни Пауэлла, ни авторов этого открытого письма, похоже, не беспокоит, когда США используют мнимую террористическую угрозу как предлог для усиления американской власти и нападения на другие государства. Однако существование двойной морали никогда не волновало этих людей, так же, как и установление истины.
Те, кто обвиняют президента России в том, что он хочет восстановить Российскую империю, не замечают, что после вступления в должность Путин мирится с провалом свой страны на геополитической арене, который, быть может, еще хуже того, с чем был вынужден мириться его предшественник. Так называемый кремлевский тиран практически ничего не сделал, чтобы остановить или хотя бы замедлить неумолимую экспансию США и Запада.
С 2000 года три бывших советских балтийских республики являются членами НАТО. Таким образом, западный военный арсенал оказался всего в 60 км (пара секунд для самолета) от Санкт-Петербурга. При этом балтийские государства так и не подписали договор об обычных вооружениях в Европе. Это также означает, что российская военно-морская база Калининград оказалась окруженной странами ЕС и НАТО.
Кроме того, несколько сотен американских солдат были размещены в Грузии, хотя Кавказ традиционно входит в российскую сферу влияния. Уже скоро контролируемый американцами нефтепровод понесет каспийскую нефть через Азербайджан и Грузию. Обе эти страны уже находятся на пути в НАТО. В двух важных бывших советских республиках, Узбекистане и Киргизии, были открыты американские военные базы, входящие в архипелаг американских баз в Средней Азии.
Вашингтон сообщил Москве об одностороннем выходе из договора по ПРО. Этот шаг делает российское ядерное устрашение бесполезным. В апреле НАТО подписало соглашение с Киевом, когда-то столицей Киевской Руси, которое дает зеленый свет кратковременному направлению войск НАТО на Украину, если альянс сочтет это необходимым. А недавно заместитель министра обороны Пол Вулфовиц подчеркнул, что Украина должна вступить в НАТО.
Все это сопровождается укреплением Запада и ослаблением российского влияния. Везде на территории бывшего СССР и в самой России Запад финансирует многочисленные неправительственные организации, информационные центры и "независимых" политиков для оказания давления на избранную власть.
Запад нанес еще больший ущерб, поощряя притеснения российских меньшинств в бывших советских республиках. В сентябре в Латвии, члене ЕС и НАТО, начало свертываться преподавание в государственных школах на русском языке. По мнению многочисленных русскоязычных латышей, эта политика сводится к тому, чтобы выдавить их из страны.
Вместо того чтобы ставить Западу палки в колеса, путинские министры порой активно его поддерживали. Так, бывший министр иностранных дел Игорь Иванов помог американцам свергнуть грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе в ноябре 2003 года. Россия также поддержала американцев в борьбе с талибами три года назад. А единственной страной, которой Россия когда-либо перекрывала газ, была самая пророссийская из всех бывших советских республик - Белоруссия.
Причина неожиданной агрессии против Путина - это нефть. Восстания в Ираке означают, что планы американских неоконсерваторов понизить цену на нефть путем увеличения добычи в Ираке, провалились. Поэтому теперь стратегия Америки, наверное, состоит в том, чтобы получить контроль над российской нефтью. И даже в этом отношении Путин оказался уступчив, позволив американского концерну Conoco Phillips купить часть "Лукойла".
Проблема Путина не в том, что он оказывал сопротивление Западу, напротив, чем больше Запад кормят раболепством, тем больше растут его аппетиты.
Джон Лафленд является сотрудником исследовательского института Sanders Research Institute. В 2003 году вышла его книга Le Tribunal penal international: gardien du nouvel ordre mondial ("Международный уголовный суд: страж нового мирового порядка").