Если верить главному редактору независимого издания "Новая газета" и специальному репортажу, который должен быть опубликован сегодня, коллектив газеты и сотрудники прокуратуры знают, кто убил Анну Политковскую. Год назад она стала жертвой заказного убийства.
Но личность заказчика убийства не установлена, а его исполнитель не найден и не арестован, сообщил главный редактор "Новой газеты" в пятницу. Он добавил, что на расследование этого преступления еще потребуется время.
"Организатор находится на свободе, - сказал в интервью главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. - Дело нельзя считать раскрытым".
Новые сведения проливают свет на это дело, к которому приковано внимание всего мира. Они также показывают, что в расследовании, - по словам друзей и соратников Анны Политковской, затянутом и разваливающемся из-за внутреннего беспорядка, - сделан новый шаг.
Политковская, неутомимый критик Кремля и президента Владимира Путина, была защитницей жертв нарушения прав человека, в первую очередь пострадавших в ходе двух чеченских войн начиная с 1994 года. 7 октября 2006 года в Политковскую несколько раз выстрелили из пистолета у подъезда ее дома.
Это преступление стоит в ряду других убийств журналистов в России. По всему миру оно вызвало осуждение и требования провести интенсивное расследование.
Год спустя дело Политковской воспринимается как вызов наследию Путина, как пример криминала, коррупции и ощущения безнаказанности, которые существуют в период его президентства на фоне частичного восстановления экономики России и уверенности Кремля в своих силах.
Это убийство оказалось вызовом и для "Новой газеты", которая на протяжении долгого времени печатает материалы, содержащие острую критику в адрес российского правительства. Газета тесно сотрудничает со следователями по этому делу, воздерживаясь от публикации информации о многих подробностях работы прокуратуры и результатов ведущегося одновременно собственного расследования.
В пятницу редакция "Новой газеты" закончила подготовку специального выпуска, которым будет отмечена годовщина со дня убийства Политковской. Муратов заявил, что в специальном репортаже содержатся новые важные данные, хотя это не весь объем известной журналистам информации.
Муратов сказал, что его задача - помочь прокуратуре в сборе доказательств, которые необходимы для ареста убийцы и того, кто его нанял.
По данному делу было задержано 11 человек, девяти из них предъявлены обвинения, сообщил Муратов. Он добавил, что эти люди являются посредниками и сообщниками, а основные подозреваемые остаются на свободе, и газета не хочет утечками информации помешать расследованию.
"Моя основная задача - не давать интервью и не делать заявлений", - сказал Муратов. Он добавил, что его главная цель - добиться того, чтобы убийцы оказались в заключении.
Муратов предоставил сигнальный экземпляр двух основных статей спецвыпуска "Новой газеты". Первая из них - большое интервью с Петросом Гарибяном, следователем, который ведет это дело.
Его информация несколько отличается от сведений Муратова: по словам Гарибяна, под арестом находятся 10 человек, а не 9. Однако следователь подтвердил, что личность убийцы Политковской установлена. "Обвинение этому человеку еще не предъявлено, но мы знаем, кто это", - цитирует "Новая газета" Гарибяна (нам не удалось дозвониться до него в воскресенье).
Во второй статье под названием "Анна и Клоун" рассказывается об испытаниях, которые пришлось перенести Эдуарду Поникарову. Согласно этой публикации, в 2002 году его несколько часов избивала группа людей, среди которых был майор ФСБ (наследница КГБ по внутренним делам) Павел Рягузов.
Муратов сообщил, что майор Рягузов пытался заставить Поникарова стать информатором ФСБ под кодовым именем "Клоун".
Но Поникаров выдержал пытки и подал официальную жалобу. Впрочем, никто наказан не был, - несмотря на то, что личность майора Рягузова и его сообщников были установлены, говорится в статье.
Майор Рягузов был впоследствии повышен в звании до подполковника. Он является одним из подозреваемых, задержанных по делу Политковской, и обвиняется в том, что помог убийцам, предоставив им адрес журналистки.
Согласно словам Муратова и специальному репортажу, развитие дела Поникарова является примером царящей безнаказанности сотрудников российских правоохранительных органов. Если бы мучителей Поникарова арестовали в 2002 году, говорится в статье, "Анна Политковская, возможно, до сих пор была бы жива".
В воскресенье Поникаров по телефону согласился с оценкой своего дела, которая была дана в "Новой газете".
В воскресенье друзья и соратники Политковской собрались, чтобы вспомнить журналистку и принять участие в антикремлевском митинге. "Ее убили потому, что она была бескомпромиссной и храброй, - сказала в своем выступлении на митинге Людмила Алексеева, диссидент со стажем и глава известной правозащитной организации Московская Хельсинкская группа. - Она боролась с нарушениями закона, ложью и насилием". "Ложь и насилие правят этой страной", - считает Алексеева.
Многие из тех, кто выступал на митинге, предсказывали, что в конечном итоге Кремль положит конец добросовестному расследованию убийства Политковской.
Муратов также критически отозвался о некоторых элементах официального расследования. Он выразил опасение, что в конце концов Кремль предоставит на всеобщее обозрение удобную с политической точки зрения версию убийства Политковской.
Юрий Чайка, генеральный прокурор России, в августе заявил, что заказ на убийство Анны Политковской поступил из-за рубежа и целью его была дестабилизация ситуации в России. На прошлой неделе Муратов рассказал, что у него нет никаких свидетельств заграничного вмешательства, и сообщил, что, по его мнению, Политковскую убили за то, что она писала о коррупции в России.
"По нашему мнению, она затронула чьи-то финансовые интересы, - сказал Муратов. - И они решили заставить ее замолчать".
Главный редактор "Новой газеты" заявил, что в период президентства Путина сложилась ситуация, позволяющая безнаказанно убивать журналистов, но сказал, что не согласен с некоторыми критиками Кремля, которые считают, что заказчиком убийства Анны Политковской был Путин.
"Власть создала атмосферу, в которой журналист воспринимается как враг, демократия как метод управления или администрирования нежизнеспособна, а спецслужбы стали новым правящим классом, правящей элитой, которой позволено всё", - заявил Муратов.