Франция ужесточает тон в отношениях с Россией. Перед своим первым официальным визитом в Москву президент Саркози налаживает контакты с восточноевропейскими государствами, отказываясь от приоритета, который до сих пор имели отношения с Кремлем
При президенте Саркози тон Франции в отношении Кремля стал несколько жестче, чем при его предшественнике Шираке. Перед своим первым официальным визитом в Москву, который пройдет на этой неделе, глава французского государства предпринял особые усилия, чтобы рассеять опасения стран Восточной Европы, некогда находившихся под советским игом, связанные с продолжением практиковавшейся при Шираке оглядке на российские властные интересы.
Ющенко, Тополанек, Качиньский
Он сам "наполовину восточноевропеец", признался Саркози во время своего визита в Болгарию, проходившего на прошлой неделе, намекая при этом на своего отца, покинувшего Венгрию в 1948 году. За три недели до этого визита именно Будапешт стал первой остановкой в рамках его восточноевропейской дипломатии, предшествующей визиту в Москву. В прошлую пятницу он принимал в Елисейском дворце украинского президента Ющенко, и там же в понедельник он примет чешского премьера Тополанека, а затем и президента Польши Качиньского.
Уже давно канула в Лету весна 2003 года, когда Ширак в гневе подверг беспрецедентной критике проамериканскую позицию восточноевропейских государств, бывших сателлитов Москвы, в конфликте вокруг Ирака, обвиняя их в том, что они упустили возможность вовремя промолчать. Тот факт, что одновременно с этим сама Франция молчала относительно проводимой Путиным войны в Чечне и не вымолвила ни единого словечка по поводу допускаемых Кремлем вопиющих нарушений прав человека, не добавило доверия к французской дипломатии.
Импровизированный антиамериканский тройственный союз между Путиным, Шредером и Шираком ушел в прошлое, даже при том что ушедшие на пенсию - за исключением российского президента - участники трио недавно снова встречались в сочинской резиденции кремлевского хозяина. Теперь более жесткий тон в отношении Москвы, взятый канцлером Ангелой Меркель, перенял и Саркози, который, по всей видимости, не хочет отставать от Берлина ни в этом смысле, ни в том, что касается налаживания отношений с восточноевропейскими соседями.
Россия, будучи одним из главных действующих лиц на мировой политической арене, неизбежно остается партнером, говорилось в Елисейском дворце. Одновременно с этим подчеркивалось, что тайного смысла в том, что встречи с восточноевропейскими политиками были проведены непосредственно в преддверии визита Саркози в Кремль, нет. Даже Ющенко, проявив дипломатическую гибкость, заявил о том, что усматривает в этом лишь случайность, хотя у остальных неизбежно возникает впечатление тщательно срежиссированной постановки. На прошлой неделе в Софии Саркози откровенно заявил о том, что Россия затрудняет решение некоторых серьезных проблем мировой политики.
Никакой пронырливости
При этом не надо обладать особой фантазией, чтобы понять, что Саркози имел в виду блокирование Москвой новых ооновских санкций в отношении Тегерана, а также отказ Москвы голосовать за независимость Косово. Еще месяц назад президент подверг критике "жестокость", с которой Россия пытается использовать свои козыри в области энергетики для возвращения на международную арену.
Саркози хоть и не упоминал Чечню, но свидетельством того, что у Путина появился решительный визави, стал визит главы французского МИДа Кушнера две недели назад, в ходе которого он встречался с представителями оппозиции и посетил редакцию "Новой газеты", где демонстративно почтил память убитой год назад журналистки Анны Политковской. О прежних неустанных предостережениях Ширака о том, что не должно происходить никаких "унижений" России, уже давно ничего не слышно.
Саркози должен рассчитывать на то, что во время своего визита в Елисейский дворец Качиньский будет в очередной раз говорить о своих возражениях по поводу готового проекта нового соглашения между Россией и ЕС. Появление главы чешского правительства и главы польского государства накануне визита в Москву в обоих государствах среди прочего связывают еще и с запланированным размещением на территории Польши и Чехии элементов американской системы ПРО. До сих пор Саркози старался сохранять в этом вопросе сдержанную позицию.
Еще во время кампании по выборам президента он неоднократно подчеркивал, что следует проявить понимание в том, что касается потребности в безопасности бывших государств-сателлитов в отношениях с Россией. И это контрастирует с прежней позицией Франции, согласно которой - на фоне доверия к собственному ядерному потенциалу устрашения - развитие и расширение стратегической противоракетной обороны не находили оправданий.