По причине снижения спроса на несколько недель останавливаются конвейеры на заводах Opel в Бохуме и Айзенахе. Ford, Skoda, Daimler и BMW тоже сокращают производство
С конвейеров заводов Opel в Бохуме не сходит ни одна машина, в Айзенахе производство будет остановлено на три недели начиная с понедельника. Вынужденные каникулы объявлены также для сотрудников Opel в Польше, Великобритании и Испании. Кризис сбыта на автомобильном рынке не затронул лишь дочерние фирмы американского концерна General Motors. О сокращении производства сообщают также Ford, дочерние предприятия VW, Seat и Skoda, а также производители автомобилей класса люкс, Daimler и BMW. "Ослабление спроса отмечается на всех важных рынках, - говорит представитель Opel Андреас Крэмер. - В этом году лишь в Испании наш сбыт сократился на 40 тысяч автомобилей".
Финансовый кризис уже добрался до реального сектора экономики, объясняет массированное сокращение сбыта менеджмент концерна Opel. Покупку новой машины отложили на неопределенный срок, прежде всего, частные клиенты. "Люди придерживают свои деньги, - говорит представитель Opel Крэмер. - Ведь приобретение автомобиля - это инвестиция, третья по своему размеру для частного лица после покупки дома или квартиры". Однако в ближайшие недели проблемы могут появиться и на рынке продаж корпоративных автомобилей - вследствие финансового кризиса "предприятиям все труднее и дороже получать кредиты", предупреждает генеральный директор Федерального союза германской промышленности Вернер Шнаппауф.
Однако цены на автомобили будут остаться стабильными. Их снижения, как на американском рынке, где продавцы привлекают покупателей разнообразными выгодными предложениями, Opel и остальные компании хотят избежать. "Наша главная цель - удержать товарные запасы на возможно более низком уровне", - говорит представитель Daimler Флориан Мартенс. "Мы не хотим делать автомобили про запас, - подхватывает и Крэмер из Opel. - Это удешевит не только новые автомобили, но и подержанные".
В этом году в Европе в целом Opel хочет сократить производство примерно на 40 тысяч единиц. BMW говорит о 20 тысячах машин, которые так и не сойдут с конвейера. Еще 20 тысяч отправятся на экспорт не в США, а в Азию. Seat уже в понедельник сообщил о сокращении производства на 13 тысяч единиц. VW, Audi и Porsche, напротив, в сентябре, по-видимому, увеличили сбыт.
Это дает некоторые основания для сохранения оптимизма в Союзе немецкой автомобильной промышленности (VDA). Его представитель Франк Зедлак ссылается на "замечательный ассортимент" продукции, выпускаемой немецкими производителями. Однако и он вынужден признать: "Макроэкономическое развитие нарушает интересы автомобилестроения". Президент VDA, бывший министр транспорта Германии Матиас Висман (ХДС) в ходе спора о тарифах в металлообрабатывающей промышленности потребовал от профсоюзов проявить скромность в отношении зарплат. Автомобильная промышленность стоит "на распутье", сказал он.
Ученые, например Фердинанд Дуденхеффер, говорят о возможности массированного сокращения рабочих мест. "В течение ближайших десяти лет в немецкой автомобильной промышленности будет ликвидировано 100 тысяч рабочих мест, - сказал нашему корреспонденту автомобильный эксперт. - Конъюнктура в критическом положении, мы движемся в сторону спада". Немецкому автомобилестроению предстоит "жесткий процесс приспособления", - считает Дуденхеффер. Он говорит о переносе производственных мощностей в Восточную Европу, в частности в Россию. В Западной Европе, считает эксперт, несмотря на всю рационализацию и скромные зарплаты, производственные издержки все еще слишком высоки". "Автопроизводители, - говорит он, - должны возводить производственные мощности там, где находятся новые покупатели".
Однако в настоящее время волны увольнений пока не ожидается. Только Ford заявил о сокращении 200 временных рабочих на своем заводе в Саарлуи. Opel, со своей стороны, делает ставку на гибкое рабочее время. Производственный совет, разумеется, опасается сокращения заработной платы. Сотрудникам его заводов в Айзенахе уже приходится рассчитывать на "незначительное сокращение зарплаты", также подтверждает представитель Opel Крэмер.
В нынешней недостаточности сбыта виновен, в частности, менеджмент, раздаются голоса в автомобильном клубе Verkehrsclub Deutschland (VCD). "Производители не ориентируются на рынок, - говорит представитель VCD Даниэль Клюге. - Люди хотят иметь недорогие семейные автомобили, которые расходуют мало бензина". А промышленность все еще производит слишком много больших, тяжелых и роскошных машин. Пересмотр взглядов начался только теперь, в процессе кризиса. В понедельник Объединение европейских автопроизводителей (ACEA) потребовало от Еврокомиссии льготный кредит в размере 40 млрд евро. Эти деньги должны пойти на разработку более экологичных машин.