Основные вопросы остаются без ответа и через два года после смерти бесстрашной журналистки
Через два года после того, как мужественная журналистка Анна Политковская был застрелена насмерть в подъезде своего дома, российское правительство готово приступить к исполнению планов по наказанию трех подозреваемых в убийстве. Один из них - бывший майор милиции.
Но подозреваемый в убийстве преступник остается на свободе, и по-прежнему неясно, кто заказал это убийство, вызвавшее осуждение как и в России, и за рубежом, а также обеспокоенность насчет подавления свободы слова в России.
Следствие сузило круг лиц, подозреваемых в том, что они заплатили за убийство, но сотрудники спецслужб преднамеренно чинят помехи. Таково мнение Дмитрия Муратова, главного редактора "Новой газеты", в которой работала Политковская.
"У нас есть подозреваемые, - заявил Петрос Гарибян, главный следователь по этому делу, в интервью, опубликованном в газете в связи с годовщиной убийства. - Список состоит из двух, трех или четырех человек", - добавил он. "Мы сосредоточены сейчас именно на возможных заказчиках. Всех их мы должны проверить, получить доказательства их вины или же алиби, и только после этого мы сможем сказать: "Добро пожаловать в КПЗ".
Убитая в возрасте 48 лет Политковская, яростный критик Кремля, известная своими разоблачительными репортажами о нарушении прав человека в Чечне, была застрелена на пороге дома, где она жила в центре Москвы, 7 октября 2006 года. Нападавший оставил пистолет на полу, рядом с ней, - принятая практика среди киллеров в России.
Убийство произошло в день рождения Владимира Путина, бывшего тогда президентом. Это обстоятельство породило предположения о том, что государственные деятели причастны к убийству. Возможно, это были сотрудники спецслужб, которых раздражали попытки Политковской освещать коррумпированность и жестокость режима Путина, ныне премьер-министра.
Начиная с августа 2007 года было арестовано 11 подозреваемых по этому делу, включая нескольких членов чеченской преступной группировки, четырех высокопоставленных сотрудников милиции и бывшего сотрудника ФСБ, наследницы КГБ.
Ряд высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, включая генерального прокурора страны, заявили, что целью этого убийства было не желание закрыть рот Политковской, а попытка дискредитировать Кремль и дестабилизировать страну.
В своем интервью "Новой газете" Гарибян, похоже, отверг эту теорию, заявив, напротив, что Политковская была убита из-за своих репортажей.
Большинство подозреваемых, которые были заключены под стражу в 2007 году, сейчас выпущены на свободу - либо за недостатком доказательств, либо потому, что их участие в преступлении было незначительным. На прошлой неделе прокуроры предъявили обвинение Сергею Хаджикурбанову, бывшему майору милиции, работавшему в отделе по борьбе с организованной преступностью, и двум братьям чеченского происхождения, Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым.
По словам Гарибяна, Хаджикурбанов планировал убийство, а два брата были "на шухере", сообщая убийце о передвижениях Политковской. В качестве подозреваемого убийцы он назвал третьего брата, Рустама Махмудова, который, возможно, выехал за пределы страны.
Обвинители также собирают сейчас обвинения против бывшего сотрудника ФСБ, подполковника Рягузова, но, по словам Гарибяна, пока нет достаточных улик, чтобы обвинить его в убийстве. Рягузову были предъявлены обвинения по другому делу - совместно с Хаджикурбановым он избивал российского бизнесмена и вымогал у него деньги.
Как говорит Муратов, журналисты "Новой газеты" сотрудничают с властями, также он отдал должное Гарибяну и его коллегам за их целеустремленность и профессионализм. Но одновременно он заявил, что спецслужбы пытаются помешать следствию, удерживая документы и другие улики и разглашая информацию о возможных подозреваемых.
По его словам, он и следователи полагают, что Политковская была убита за работу над неопубликованным материалом о "коррупции в Чечне и России", о котором говорить более детально он отказался. Муратов отметил, что президент Чечни Рамзан Кадыров не стал сотрудничать со следствием.
"Газета не располагает сведениями о том, что Рамзан Кадыров лично связан с этим делом, но у нас нет сомнений, что это убийство связано с Чечней, и мы точно знаем, что ему известно практически все, что там происходит, - заявил Муратов. - И все же, по какой-то причине, у него нет никакой информации по этому делу".
62-летняя Алла Горобец, учитель на пенсии, бывшая в толпе из 200 человек, которая отметила годовщину преступления участием во вторник в пикете под проливным дождем, говорит, что сомневается, будут ли убийцы вообще наказаны. "Не при путинском режиме, - сказала она, - вот почему я здесь. Это мой протест".