Долгое время в МВФ тон задавали США. Сегодня, пишет немецкая Die Welt, угроза исходит от таких стремительно развивающихся стран, как Китай.
Когда представители 187 стран-членов МВФ собираются теперь в штаб-квартире организации в Вашингтоне, речи о ликвидации фонда или о борьбе за выживание больше не идет. Дискуссии ведутся о том, кому будет разрешен доступ к миллиардам фонда и могут ли его механизмы и инструменты быть расширены до такой степени, что он получит возможность вмешиваться в работу центробанков. Но самый главный вопрос звучит так: за кем в будущем окажется решающее слово?
Традиционно курс МВФ определяла администрация США, говорится в статье. Страны, которые были вынуждены занимать у фонда в долг, должны были приводить в порядок свои общественные финансы, приватизировать государственные предприятия и устранять торговые препоны. Любое правительство было бы радо вообще не связываться с МВФ. "Фонду грозила окончательная потеря значимости, в 2007 году у него не было ни одного крупного должника", - отмечает автор статьи. Но тут его возглавил Доминик Стросс-Кан и разразился мировой финансово-экономический кризис.
"Порядка 200 млн долларовых кредитов должны получить от МВФ такие страны, как Исландия, Венгрия и Греция. Однако правила игры изменились: кризис привел к смещению центров тяжести в мировой экономике. Теперь больше влияния требуют развивающиеся страны", - отмечает издание.
Камнем преткновения сегодняшних дискуссий, пишет автор публикации, стала так называемая "гибкая кредитная линия". Суть ее заключается в том, что определенные кредиты могут выдаваться без каких-либо условий для страны-заемщика. Эта практика применялась фондом давно, но неизменно вызывала много споров. По словам самого Стросс-Кана, "гибкой кредитной линией" смогут пользоваться лишь страны с хорошо управляемой экономикой, с сильными фундаментальными показателями и эффективной экономической стратегией. Эксперты, со своей стороны, опасаются того, что "государства предпочтут финансово-политическое харакири в надежде на то, что МВФ подставит им плечо. И средства для этого имеются - на сегодняшний день фонд располагает 750 млрд долларов".
Как пишет далее автор публикации, прежде всего такие страны с бурно развивающейся экономикой, как Китай и Бразилия, добиваются увеличения своего влияния в МВФ сообразно своей доле в мировой экономике. Этот вопрос уже практически урегулирован, остается только решить - за счет кого. Под давлением могут оказаться Германия или Швейцария - согласно нынешним правилам их влияние, наоборот, завышено.