В понедельник немецкое отделение организации "Репортеры без границ" представило доклад под названием "Кремль по всем каналам: как российское государство управляет телевидением". В процессе создания доклада журналист Ульрике Груске опросила около 30 российских телевизионщиков и журналистов. Многие сотрудники телеканалов, имеющих непосредственное отношение к государству, согласились на беседу лишь при условии, что их имена останутся в секрете, так как они боялись потерять работу.
В результате, пишут обозреватели немецкого издания Der Spiegel Беньямин Биддер и Кристина Хебель, получилась картина, крупным планом демонстрирующая механизмы, с помощью которых Кремль контролирует телевидение - "столп, на котором держится власть государственных органов".
Доклад, подчеркивает издание, содержит горькую правду: несмотря на успехи Twitter, Facebook и российских социальных сетей, господство государственного телевидения неоспоримо. 90% населения страны продолжают узнавать политические новости, в первую очередь, благодаря телевидению, где "каждый вечер три главных телеканала расхваливают российского президента". Например, в прошлом году главный ведущий телеканала "Россия" Дмитрий Киселев целых 12 минут поздравлял Путина с днем рождения, а в это воскресенье телеведущий поведал многомиллионной публике, что "Россия - одна из самых свободных стран в мире".
"Телевидение превратилось, как в советские времена, в отделение аппарата власти", - считает журналистка Ирина Петровская. Только в отличие от коммунистов, сейчас какого-либо ведомства, которое бы отвечало за цензуру, нет. Путинская пропаганда, подчеркивается в материале, работает намного более деликатно: "Она не пытается запретить абсолютно всю критику - как известно, в киосках нет недостатка изданий, критикующих правительство - а довольствуется лишь контролем над максимальной зоной охвата".
Контроль, отмечают авторы, ограничивается телевидением. "В отличие от Сталина, Путин понял, что ему не нужен тотальный контроль над СМИ, - заявляет работающий в России голландский медиамагнат Дерк Сауэр. - Для Путина первостепенное значение имеет только телевидение". Так, на примере трех телеканалов видно, как Кремль обеспечивает свое господствующее положение на ТВ. Если ранее - после распада СССР - телеканалы контролировались олигархами, то Путин, едва придя к власти, сразу же поставил телевидение под свой контроль. Так, 51% акций "Первого канала" принадлежит государству, оставшиеся - другу Путина Юрию Ковальчуку и Роману Абрамовичу. Телеканал "Россия" целиком входит в государственный медиахолдинг, НТВ, в свою очередь, после штурма спецназа в 2000 году перешел под контроль государственного концерна "Газпром".
При этом, замечают журналисты, НТВ можно увидеть в 75% российских домов, "Россию" - в 95%, а "Первый канал" - в 99%. Антиправительственный телеканал "Дождь", практически не представленный в государственном регистре телевизионных каналов, в свою очередь, по стране смотрят лишь 0,2% населения.
"Кремлю больше не приходится вмешиваться в редакционную политику телеканалов", - говорит глава фонда "Гласность" Алексей Симонов. Директор "Первого канала" Константин Эрнст формулирует это следующим образом: "Конечно, наши новости имеют государственный окрас, было бы смешно, если бы это было по-другому".
В России, говорится в заключение, многие придерживаются подобной точки зрения. Считается, что редакции крупных телеканалов не вправе перечить руководству.