Противники военной операции США в Сирии утверждают, что удары с воздуха, как и любая другая серьезная военная поддержка, только усилят связанных с "Аль-Каидой" джихадистов. "Возможно, противники интервенции не осознают, что президент и Конгресс уже сыграли свою роль в создании самого смертоносного исламистского движения со времен слияния Талибана и "Аль-Каиды" в 1990-е", - пишет старший научный сотрудник Фонда защиты демократий, экс-сотрудник ЦРУ Рэйл Марк Герехт в статье для The Wall Street Journal.
Общественный порядок в мусульманских странах поддерживается благодаря тому, что мужчины старшего поколения присматривают за поведением молодежи. В Афганистане 1990-х годов средневековые нравы талибов воцарились благодаря тому, что пожилые мужчины и сдерживающие общественные институты были уничтожены за три десятилетия коммунистами, советскими войсками и гражданской войной, говорится в статье.
Неизвестно, какая сила является сдерживающей для сирийских суннитов, но одно можно сказать наверняка: через полгода ее действие существенно уменьшится. "Если Асаду хватит людских ресурсов, чтобы продержаться еще полтора-два года, сирийское суннитское общество будет уже не спасти, - предостерегает бывший сотрудник ЦРУ. - В нашем гоббсианском мире радикальные суннитские группировки, которые пообещают "стабильность" (безопасности, жилища, частной собственности), могут завоевать народную поддержку, которой их будет нелегко лишить".
Единственной хорошей новостью автор статьи считает тот факт, что три самые радикальные повстанческие группировки - "Джабхат ан-Нусра", "Ахрар аш-Шам" и "Исламское государство в Ираке и Леванте" - в сумме насчитывают не больше 15 тыс. бойцов, то есть всего 15% от общего числа повстанцев. "Еще не слишком поздно для того, чтобы США могли вмешаться в войну на стороне повстанцев, которые не ставят своей целью установление исламистского государства", - радуется Герехт.
"Суровые солдаты священной войны не оставят Америку в покое, если она откажется от драки. Это болезненный урок 1990-х, - напоминает эксперт. - Вопреки заявлению президента, Америке не приходится объявить об окончании войны против исламского радикализма".
"В начале 1990-х, когда идеология Талибана еще только вызревала в пакистанских религиозных школах и пуштунских районах Афганистана, почти никто в ЦРУ не обращал ни малейшего внимания на этот регион, - продолжает сравнение сирийской ситуации с зарождением Талибана Герехт. - До него было далеко, Советы оттуда ушли, а американцы, как все говорили, "утомились" от напряжения холодной войны".