Николя Саркози, который сегодня отправляется в Москву с целью урегулирования усугубившихся за последние недели разногласий по Грузии между Востоком и Западом, предстоит непростая задача. Через месяц после того, как грузинское правительство нанесло свой обреченный на поражение удар по самопровозглашенному региону Южная Осетия, президент Франции, председательствующей в Евросоюзе, должен убедить Россию соблюдать план мирного урегулирования из шести пунктов, написанный при его посредничестве. План предполагает вывод российских войск с грузинской территории, согласие России на свободное перемещение наблюдателей в буферной зоне между Южной Осетией и Грузией и создание предпосылок для переговоров Тбилиси и Москвы по безопасности.
Это будет нелегко, учитывая агрессивный триумфализм Кремля. Настроения в России ужесточились после поездки в Грузию и на Украину вице-президента США Дика Чейни, не говоря уже о визитах в Тбилиси Дэвида Милибэнда и Дэвида Камерона. Каждый из этих визитов стал поводом для рассуждений на тему предстоящего "наказания" России. Эти пустые агрессивные разговоры ни на йоту не помогли Грузии и лишь укрепили Россию в ее решимости. Россия уже отплатила признанием независимости Абхазии и Южной Осетии.
Саркози должен применить в Кремле все свои дипломатические способности, дистанцировавшись от взрывоопасного языка британских союзников и ясно дав понять, что Европа не будет бездумно следовать за Америкой на Кавказе. В то же время он должен спокойно напомнить Кремлю, что Европа никогда не признает независимости самопровозглашенных регионов Грузии и не сочтет адекватным абсурдное сравнение Южной Осетии с населением 70 тысяч человек с Косово, где свыше 2 млн жителей.
Лучшим сценарием развития событий на данном этапе было бы признание всеми сторонами лишь некоторых достижений. Европа должна признать, что не сможет убедить Россию вывести войска из Южной Осетии, но, возможно, ей удаться убедить ее уйти с собственно грузинских земель. Русские, в свою очередь, должны пересмотреть свою тактику "око за око" и принять к сведению, что чем дольше в Грузии сохранятся напряженная атмосфера, тем больше настраивается против России международное общественное мнение.