В начале 2001 года исламский мир занимал предпоследнее место во внешнеполитической программе США, в которой в начале правления Джорджа Буша доминировал Китай, пишет The Wall Street Journal.
"В одно мгновение теракты 11 сентября поставили исламский мир на центральное место в этой программе, где он и остается по сей день. Последнее десятилетие во внешней политике было ознаменовано изменением отношений Америки с этими сообществами, в результате которого Соединенные Штаты перевернули свои представления о друзьях и врагах и создали новый рецепт стабильности в регионе", - отмечают авторы статьи Джеральд Сейб и Билл Спиндл.
Ныне Афганистан и Пакистан - страны, которые до 11 сентября интересовали США в последнюю очередь - оказались в центре американской политики. Ирак Саддама Хусейна прошел путь от возмутителя спокойствия до реальной угрозы, прежде чем стать достоянием истории. Йемен постепенно превратился из второразрядной проблемы в первоочередную причину для беспокойства.
После "арабской весны" США стали видеть в авторитарных и светских лидерах - таких как Хосни Мубарак в Египте, Башар Асад в Сирии и Али Абдалла Салех в Йемене - не защиту от радикальных исламистов, а угрозу стабильности.
В американском правительстве тоже произошли изменения. В разведке число сотрудников со знанием арабского языка утроилось. В Госдепартаменте теперь на 500 больше сотрудников со знанием арабского. Новое разведподразделение собирает информацию из большого числа ранее игнорировавшихся изданий, телеканалов и из интернета.
"Наше понимание ислама и мусульманского общества стало гораздо более глубоким и сложным, чем до 11 сентября, - отметил Хуан Зарате, который был помощникам Буша по вопросам национальной безопасности. - И это позволило нам проявлять гораздо большую тонкость в отношениях с исламским миром".
Радикальному исламу был нанесен серьезный урон, хотя он по-прежнему является угрозой. Соединенные Штаты избежали атаки, сопоставимой по масштабам с терактами 11 сентября, с помощью улучшения работы разведки, правоохранительных органов, кардинального изменения отношения общества и правительственной политики в отношении вооруженных исламистских группировок на Ближнем Востоке и в исламском мире в целом.