В условиях повышенной безопасности Тони Блэр и президент Джордж Буш прилетели вчера в Белфаст на "мирный саммит", цель которого ? продвижение тройного плана международной безопасности после войны в Ираке.
Два лидера, которые, как предполагается, обсудили продвижение войск коалиции в Багдаде за обедом в замке Хилсборо, сегодня проведут переговоры о том, каким должно быть прочное урегулирование в постсаддамовском Ираке, в Северной Ирландии и на Ближнем Востоке.
Поскольку союзные войска закрепляются на позициях в двух главных городах Ирака - Багдаде и Басре, официальные лица полагают, что центром переговоров станет напряженная дискуссия о том, насколько важную роль в управлении страной после Саддама следует предоставить ООН.
Проблема разъединила Лондон и Вашингтон, с одной стороны, и ряд европейских государств во главе с Францией и Германией, которые добиваются большего участия ООН, - с другой.
Блэр, поссорившись с Парижем и Берлином из-за войны, остро осознает необходимость сотрудничать с ними по поводу мирного соглашения.
В преддверии саммита Даунинг-стрит заявила, что одной из важных целей Блэра будет попытка найти способы ликвидировать ущерб, нанесенный отношениям между ЕС и Америкой, а также, косвенно, между Британией и теми из ее партнеров по ЕС, которые выступали против конфликта.
Американские СМИ, которые неделями восхваляли Блэра, вчера сосредоточили свое внимание на существенных разногласиях между Блэром и Бушем по поводу роли ООН. Американские чиновники предупредили журналистский корпус Белого дома, что не стоит рассчитывать на окончательное соглашение по поводу этой роли.
В самой администрации Буша нет единства в вопросе о том, какую именно роль могут играть США, поскольку Госдепартамент больше склонен согласиться с аргументами британцев о том, что послевоенное управление Ираком должно получить международное одобрение.
Пентагон, который настроен доминировать в непосредственном управлении Ираком, считает, что роль ООН должна ограничиваться оказанием технической помощи через гуманитарные структуры организации.
По словам представителей Белого дома, Буш готов представить свою "Дорожную карту" по Ближнему Востоку - график мирного урегулирования в регионе, свидетельствующий о приверженности Вашингтона идее независимого палестинского государства, - но не на нынешнем саммите.
Они предложили последнее из длинной цепочки объяснений, почему не назрел момент для обнародования плана "Дорожная карта". Чиновники возложили вину на палестинцев, заявив: Буш хочет увидеть доказательство того, что у недавно назначенного палестинского премьер-министра действительно есть правительство, которому можно доверить управление. С точки зрения американцев, мирный процесс в Северной Ирландии - это последний вопрос повестки дня встречи двух лидеров.
Некоторые американские СМИ выглядят озадаченными, когда пытаются объяснить, почему саммит проходит в Белфасте. По словам официальных лиц, Северная Ирландия выбрана отчасти из-за ее символического значения как места подписания мирного соглашения пять лет назад. Высокопоставленные представители администрации Буша провели параллели между этим соглашением о разделении полномочий и своим представлением о многонациональном правительстве в послевоенном Ираке.
Можно говорить и о выражении Бушем благодарности своему ближайшему союзнику в Ираке - он продемонстрировал уважение, прилетев в Британию после того, как в течение трех недель Блэр дважды летал в Америку на два предыдущих саммита.
Блэр счастлив принимать у себя президента США, считая визит свидетельством того, что он вовсе не "пудель" и может сдвинуть Буша с места, но при этом британский премьер-министр полон решимости сделать так, чтобы "особые отношения" с Вашингтоном не вызывали отчуждения между ним и его европейскими союзниками.
Блэр признает, что сейчас ЕС переживает важный момент, когда надо решить, работать ли с американцами в сфере международной дипломатии и экономики или выступать против Вашингтона.
Он утверждает, что решимость Британии быть важным игроком в ЕС, в том числе присоединиться к еврозоне, не ослабела из-за недавних споров с Парижем и Берлином. Но раны, нанесенные в ходе подготовки к войне, включая комментарии Дональда Рамсфельда, который назвал французов и немцев "старой Европой", глубоки.
В выходные Греция, являющаяся сейчас председателем ЕС, признала, что решительный момент наступил, и назначила на апрель внеочередной саммит ЕС в Афинах, который будет посвящен новому видению трансатлантических отношений.
Британцы, пытающиеся сгладить противоречия между Британией и Америкой и странами ЕС по поводу послевоенного управления Ираком, стремятся сблизить Лондон с Францией и Германией, распространяя идею о созыве конференции под эгидой ООН.