Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 апреля 2004 г.

Жан Даниэль | Le Nouvel Observateur

Последняя мечта идеологов

I. Как выразился один индийский журналист, Америка эпохи Джорджа Буша и неоконсерваторов "состоит не из кретинов, на которых можно жаловаться, а из мечтателей, которых следует опасаться". Из далеко не всегда безупречного анализа фактов они делают выводы, которые в силу их гегемонической власти оборачиваются катастрофами. Вот почему такой строгий теоретик, каким является Феликс Рогатин (Felix Rohatyn), говорит, что победа на ноябрьских выборах Джона Керри над Джорджем Бушем будет иметь такое же значение для истории США, какое имела победа Авраама Линкольна и Франклина Рузвельта.

Однако, несмотря на растущую непопулярность политики Буша в Ираке, нельзя исключать, что высокие темпы экономического роста, здоровое состояние промышленности, снижение уровня безработицы и огромные средства, вложенные в избирательную кампанию дадут ему возможность править еще один срок. Это не очевидно. Это не исключено.

Примером гегемонистского мышления вашингтонских идеологов может служить стремление США навязать саммиту НАТО (который состоится в мае в Турции) и саммиту "Большой восьмерки" (который пройдет в июне в Си-Айленде, штат Джорджия) обсуждение "плана Большого Ближнего Востока". Это проект, которому, как дает понять Джордж Буш, он лично придает большое значение.

В основе упомянутого плана лежат три документа - доклад Всемирного банка, доклад Программы развития ООН и доклад о состоянии экономики стран арабского мира, подготовленный Всемирным экономическим форумом в Давосе. Эти три доклада, дополняя друг друга, подводят к выводу о том, что в странах Ближнего и Среднего Востока (не считая нефтедобывающих государств) уровень безработицы составляет от 15 до 35%; что в Египте не могут найти постоянной работы 90% молодежи, в Йемене - 60%, в Иордании и Марокко - 50%; что в ближайшие 20 лет этим странам будет необходимо создать 90 миллионов рабочих мест - вдвое больше, чем было создано в 1950-2000 годах.

Диагноз, поставленный Всемирным банком, прост: причиной экономического отставания является абсолютная бездеятельность "управления". Всемирный банк счел излишним выдвигать идею о том, что экономика арабских стран остро нуждается в новой модели развития.

II. Европейские страны не могут сказать, что предложенному их вниманию проекту не хватает аналитической глубины и стремления к благотворительности. Но они отмечают, что торговый оборот между Европейским союзом и 22 странами, входящими в зону "Большого Ближнего Востока", достигает более 200 млрд долларов - это в три раза больше, чем торговый оборот ЕС с США в 2002 году. В том же 2002 году львиная доля американской помощи пришлась на Египет (919 млн долларов) и Израиль (529 млн долларов).

Американцы хотят, чтобы помощь шла и впредь, но они упрекают государства, которые ее оказывают, в совершении той же ошибки, какую делали в прошлом сами США, не выдвигая взамен помощи никаких политических условий и не требуя демократических преобразований. Неоконсерваторы круто меняют традиционную политику Вашингтона. Нельзя сказать, что в предшествующие десятилетия США были так уж озабочены работой политических институтов в странах, союза с которыми они искали - будь то для сдерживания советского влияния, для сохранения своих нефтяных ресурсов или для утверждения определенного международного порядка. Это была логика прагматизма, национального интереса, ограниченного вмешательства и относительного уважения суверенитета других стран, по крайней мере когда речь шла об "умеренных" из них.

Можно до бесконечности спорить о том, ускорила ли демократизация распад Советского Союза, может ли Китай сочетать авторитаризм с высокими темпами развития или нет, нужно ли для построения демократии, чтобы большинство населения было способно вести себя в соответствии с демократическими нормами, и т. д. В конечном счете по-прежнему встанет вопрос, насколько обоснованы претензии США на единоличное принятие решений.

На это можно возразить, что американцы силой навязали демократию Японии, Германии и Италии и что это не привело к плохим результатам. Но тогда они воспользовались безоговорочной капитуляцией врага. Иракцы отнюдь не разгромлены: по-своему, действуя методами террора, они продолжают сопротивление.

III. Если проект "плана для Большого Ближнего Востока" все же вызывает интерес у некоторых стран, то прежде всего это происходит потому, что вышеупомянутый диагноз Всемирного банка уже никем не обсуждается, а народы могут быть заинтересованы в том, чтобы их правительства кто-нибудь скинул - пусть даже это будет "большой сатана".

Но есть и другая причина. Поскольку американцы доказали, что умеют быстро переходить от слов к действию, эти страны боятся, что будут все равно вынуждены уступить силовому нажиму. То, что американцы называют планом, они выполняют как утвержденное решение. Напомним, что решение об интервенции против Ирака было принято еще до 11 сентября 2001 года. Тогдашние союзники и партнеры США сегодня сомневаются, что в их силах как-то повлиять на уже взятый Вашингтоном курс на выработку "плана для Большого Ближнего Востока".

Однако есть и простые идеи, и они тоже получили развитие в США. Одна из этих идей состоит в том, что невозможно одной рукой бороться с терроризмом, а другой создавать предпосылки для него. С одной стороны, ликвидируются подпольные сети, ведется поиск лидеров, берутся под контроль мечети. Но при этом молодежь мусульманских стран ежедневно узнает через СМИ об убитых палестинцев, об иракской трагедии, о дискриминации в странах на Западе.

Уже нельзя делать вид, что мы верим, будто расизм, интегризм и антисемитизм - порождаемые самостоятельными причинами - усиливаются и распространяются независимо от внешних причин. В глазах международного сионизма существует "американо-сионистский" альянс, а потому за убийство религиозного лидера, такого, как шейх Ясин, можно отомстить и в Мадриде и в Багдаде.

Пока продолжается израильско-палестинская трагедия, численность террористов среди "склонных к фанатизму" слоев населения будет расти быстрее, чем их дискредитация в глазах "умеренных" или вестернизированных слоев. Чтобы начать справедливую войну в Ираке, нужно было сначала установить мир на Ближнем Востоке. Чтобы дать шанс "плану для Большого Ближнего Востока", сегодня требуется то же самое.

Источник: Le Nouvel Observateur


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru