Чуть больше трех месяцев назад, в Риме, они вместе говорили миру о безопасности, любви и солидарности. Сегодня, в самый тяжелый час для его народа, духовный лидер тибетцев просит помощи у Михаила Горбачева, последнего советского президента. "Да, это правда, Далай-лама обратился ко мне в качестве председателя Форума лауреатов Нобелевской премии мира. Он очень обеспокоен ситуацией на Тибете, он также сказал, что надеется с моей помощью и с помощью других международных деятелей вернуть ситуацию в мирное русло".
- Михаил Сергеевич, о чем конкретно попросил вас Далай-лама? Он надеется на ваше прямое посредничество?
- Прежде всего, через меня он обратился ко всем лауреатам Нобелевской премии мира, выражая свою огромную обеспокоенность и обращаясь за помощью. Но он также подчеркнул, что в поисках мирного решения он не ставит под сомнение территориальную целостность Китая. Напротив, он уточнил, что поиск решения следует осуществлять в рамках национального китайского единства и через мирный диалог. По моему мнению, речь идет о фундаментальном отправном моменте.
- И как вы намереваетесь действовать?
- Я тщательно изучил заявления китайских лидеров, в частности выступления президента Ху Цзиньтао, по ситуации в Тибете. Совершенно очевидно, что при изложении официальных позиций китайского руководства очень часто говорится о готовности к контактам, и даже к консультациям, с эмиссарами Далай-ламы. Однако китайское руководство выдвигает одно обязательное условие, которое заключается в его однозначном отказе от лозунга "Независимость Тибету".
- Однако же, в своем недавнем интервью газете Repubblica, Далай-лама заявил, что в Тибете запрещено произносить его имя. Более того, совсем недавно другая спорная территория, Косово, добилась независимости. Это еще больше может ужесточить позицию Пекина. Вряд ли все это можно назвать хорошими предпосылками к возможным контактам.
- В действительности, я думаю, что в сложившейся политической ситуации есть пространство для дискуссии и даже для достижения соглашения. Китай ставит одно условие. Далай-лама в своем послании принимает его и поясняет, что решение следует искать в рамках территориальной целостности Китая. На данном этапе важно, чтобы все проявили здравомыслие и избежали поспешных шагов.
- Вы лично будете говорить с другими Нобелевскими лауреатами? О просьбе Далай-ламы?
- Конечно. Мы довольно часто встречаемся, особенно по наиболее деликатным вопросам, как этот.
- Почему Далай-лама обратился именно к вам?
- Мы давно знаем друг друга. В последний раз мы встречались именно в Риме, на VIII Саммите лауреатов Нобелевской премии мира, и у нас была возможность поговорить о многом. Между нами есть понимание и доверие.
Также по теме:
Далай-лама "готов встретиться с Ху Цзиньтао". Но восстание ширится (Corriere della Sera)
Далай-лама: "Я готов уйти, если даже мой народ становится жестоким" (La Repubblica)