Ядерное разоружение, договор о котором должен быть подписан сегодня в Праге, - "мнимое", заявил эксперт Фонда стратегических исследований Брюно Тертрэ в интервью журналисту Libération Жану-Доминику Мерше.
"Пражский договор - соглашение скорее не о разоружении, а о контроле над вооружениями", - подчеркнул он. Во-первых, оно касается только "оперативно развернутых стратегических вооружений", которые составляют примерно 30% ядерных арсеналов двух стран. "При этом во внимание не принимаются резервные, ожидающие демонтажа и "нестратегические" вооружения. Ни США, ни Россия ничего не говорят о точном количестве своих запасов", - отметил Тертрэ.
Во-вторых, установленный лимит сокращения не является фундаментальным качественным скачком по сравнению с московским соглашением 2002 года.
В-третьих, оно теоретически позволяет оставить даже больше стратегических вооружений, чем Московский договор 2002 года, так как порядок подсчета в ВВС позволяет считать один бомбардировщик как одну единицу вооружений, даже если он оснащен двадцатью бомбами и ракетами. Очевидно, что "дьявол прячется в деталях и методах подсчета", признает Тертрэ. Эти правила еще более искусственные, чем в предшествующих договорах, отметил он.
Для американского президента в этом договоре главное - "добиться международного успеха"; для России - "сохранить видимость паритета с Соединенными Штатами, подчеркнув, что хотя бы в этом вопросе "мы все еще с ними на равных", отметил Тертрэ. После публикации обновленной ядерной доктрины, подписания этого договора и проведения конференции по ядерной безопасности Обама может сказать, что выполнил свои предвыборные обещания, отметил Брюно Тертрэ.
Что касается новой ядерной доктрины, то она немного сокращает роль ядерного оружия в американской военной доктрине, исключая применение ядерного оружия в ответ на агрессию со стороны неядерной державы, соблюдающей условия Договора о нераспространении. "Это означает, что если какая-нибудь страна сбросит стратегические ракеты, оснащенные химическими боеголовками, на крупный американский город, Соединенные Штаты сегодня обещают не отвечать ядерной атакой. Это не означает, что военного ответа не будет!" - подчеркнул эксперт.