Халтура и коррупция на стройках Москвы ? обычное явление
Суббота ? это день, когда Юрий Лужков купается в славе строителя. В то время, как другие чиновники уже готовят шампуры для субботнего шашлыка, мэр Москвы во главе колонны автомашин отправляется инспектировать стройплощадки. По струнке стоят все ? от рабочего до архитектора.
Однако на прошлой неделе мэр инспектировал не новостройку, а развалины. Только в декабре 2000 года Лужков принял участок "третьего кольца" недалеко от Кутузовского проспекта. Теперь мэр стоял перед его обуглившимися остатками.
Беда пришла 2 августа, почти в полдень. Владельцы парфюмерного салона "Оргмаркет", размещавшегося, как и многие магазины в переживающей бум Москве, в сборном павильоне на рынке у стадиона "Лужники", собрались проводить в магазине сварочные работы. Сварщики трудились настолько усердно, что подожгли путепровод, находившийся у них над головами.
Вместо того, чтобы вызвать пожарную команду, смелые сварщики решили бороться с огнем самостоятельно. Однако их инициатива потерпела неудачу. Когда около ста пожарных наконец-то справились с огнем, оказалось, что разрушен примерно один квадратный километр дорогостоящего дорожного полотна. На 200-метровом участке расплавился асфальт и опоры, и проезжая часть осела примерно на полтора метра.
Размещать торговые павильоны под мостами в Москве, конечно, запрещено так же строго, как и проводить несанкционированные сварочные работы. Теперь следователи интересуются, кто и за сколько выдал владельцу разрешение на строительство и почему огонь разрушил дорогу гораздо быстрее и серьезнее, чем могли предположить эксперты.
Вполне возможно, что следователи обнаружат халтуру, допущенную при строительстве. Ведь использование некондиционных стройматериалов в России - не редкость. За торжественным открытием часто следуют катастрофы. Москва с 467-ю серьезными авариями установила в этом отношении в первом полугодии в 1998 года абсолютный рекорд: в марте погибла 45-летняя москвичка, когда у нее под ногами разверзлась земля, и женщина вместе со своей собакой провалилась в яму, заполненную кипящей водой. Лопнула труба новой теплотрассы.
Несколько позже в другом районе Москвы та же участь постигла мужчину с его 9-летним сыном. В мае 1998 года под землю вместе с несколькими автомобилями и частью строений ушло сразу 500 кв. метров Большой Дмитровки. А в конце июня 1998 года на Дмитровское шоссе рухнул еще строящийся автомобильный мост вместе с находившимися на нем десятью строителями.
Со своим любимым проектом окольцевать всю территорию города тремя автострадами, Лужков уже успел стать любимцем 2,7 миллионов московских автовладельцев. Строительные фирмы, участвовавшие в реконструкции МКАД, окружной дороги, и чиновники, выдававшие им разрешения и работавшие под руководством заместителя Лужкова, подтвердили тот факт, что деньги иногда валяются прямо на дороге. Обычно в России на строительство одного километра автодороги хватает одного миллиона евро. Но при реконструкции МКАД, как выяснили следователи министерства внутренних дел, каждый километр обошелся городу в 16 - 17 млн. евро. "Даже в жилых домах цена квадратного метра в нашей столице ниже", - отмечала газета "Новые известия".
Чтобы "нагреть" город в общей сложности на 100 млн. долларов, организаторы строительства использовали подставные фирмы, никогда не существовавших строителей, занимались приписки и поставляли низкокачественные стройматериалы. В строительстве "третьего кольца" были задействованы те же фирмы и, следовательно, те же методы. Когда эксперты проверяли готовый участок трассы, они натолкнулись на новый оригинальный вариант: полосы для движения автотранспорта были с двух сторон на пять сантиметров уже, чем в оплаченном проекте.
Даже закаленные инспекторы Московской счетной палаты были настолько поражены размахом коррупции, что они предложили взять на себя весь контроль за строительством. Но это мало помогло, как автомобильному мосту на Автозаводской, так и Гагаринскому туннелю: в обоих только что построенных сооружениям инспекторы уже нашли первые трещины в низкокачественном бетоне.