Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 августа 2007 г.

Райнхард Везер | Frankfurter Allgemeine

Панический страх организаторов

Платон Лебедев не рассчитывает ни на свое скорейшее освобождение, ни на освобождение Михаила Ходорковского

То, в чем обвиняют Платона Лебедева, по мнению российской Генеральной прокуратуры, в принципе объясняется довольно легко: на протяжении многих лет он в особо крупных размерах воровал сырую нефть, будучи членом "организованной группы", а также легализовывал свою прибыль при помощи отмывания денег. Защитники Лебедева, напротив, с трудом могут объяснить даже то, в чем состоит преступление. Его адвокату Елене Липцер в связи с этими обвинениями на ум приходит лишь одно слово: "абсурд".

"Организованная группа", одним из руководителей которой был Лебедев, называлась ЮКОС и на момент совершения преступления являлась самым крупным нефтяным концерном в России. Лебедев был вторым человеком после основателя компании и главного акционера Михаила Ходорковского. Вместе с ним летом 2005 года одним из московских судов он был приговорен к 8 годам лишения свободы в связи с уклонением от уплаты налогов в особо крупных размерах. Оба были помещены в лагеря, расположенные за Полярным кругом и в Восточной Сибири. После миллиардных требований, выдвинутых московскими налоговыми органами, ЮКОС был признан банкротом, в результате чего был назначен конкурсный управляющий концерном, под руководством которого была осуществлена продажа самых прибыльных частей компании государственному нефтяному концерну "Роснефть".

В начале июля исполнилось 4 года с того момента, как с ареста Лебедева в одной из московских больниц началось "дело" ЮКОСА. Таким образом, Лебедев уже отсидел половину срока и по российским законам может быть выпущен из тюрьмы - если бы к обвинению в уклонении от уплаты налогов не добавилось что-то еще. Но, начиная с февраля, против него и Михаила Ходорковского, половина срока которого истекает в конце октября, ведется следствие в связи с кражами и отмыванием денег. При этом им грозит тюремное заключение сроком от 10 до 15 лет. На вопрос о том, почему новые обвинения были выдвинуты только в 2007 году, Лебедев в письменном интервью FAZ ответил, что с уверенностью он ничего не может сказать по этому поводу: "Но возникает такое чувство, что сама по себе возможность и вероятность того, что Михаил и я окажемся на свободе, вселяет в души "организаторов нашего дела" панический страх".

Иностранные адвокаты обоих бывших нефтяных магнатов, которые до своего ареста, будучи долларовыми миллиардерами, входили в число самых богатых людей в России, назвали в одном из своих заявлений "организаторов" по именам и указали две причины, по которым те должны испытывать панический страх: во-первых, на свободе Ходорковский и Лебедев смогли бы защитить свои еще не проданные активы от поглощения "Роснефтью"; во-вторых, Кремль хочет иметь гарантии того, что Ходорковский и Лебедев не помешают ему на думских выборах в декабре 2007 года и президентских в марте 2008 года.

Уже в начале дела ЮКОСа в 2003 году действия российского правосудия в отношения концерна связывались с политическими амбициями Ходорковского, который открыто заявил о том, что финансирует оппозиционные партии.

В том, что, оказавшись на свободе, он не будет сидеть сложа руки, Лебедев не оставляет сомнений, но называет "очень непростым вопросом" предположение о том, примкнет ли он к противникам Путина, поскольку "неясность понятия "оппозиционное движение" очевидна для всех". Но "в любом случае", он будет помогать правозащитникам. "Сам себя я считаю не политиком, а гражданином и буду в случае своего освобождения вести себя как гражданин", - пишет Лебедев.

Надежды на то, что судебный процесс завершится в его пользу, Лебедев не питает. Несмотря на то, что его адвокаты по некоторым пунктам обвинения сумели добиться успеха и один из московских судов признал действия Генеральной прокуратуры противоречащими закону, "иллюзий относительно возможных последствий этого судебного решения я не питаю", пишет он. На самом деле следователи игнорируют приговор, вынесенный в марте, согласно которому ведение следственных мероприятий против Лебедева и Ходорковского в сибирском городе Чита противозаконно. С определенным сарказмом Лебедев пишет, что он относится к этому абсолютно спокойно - ведь в конце концов его могли сослать и в Колыму или к Ледовитому океану (где в сталинские времена сотни тысяч заключенных в нечеловеческих условиях в ГУЛАге добывали золото), на Северный полюс или в аналогичные места.

По сути судебный процесс продвинулся недалеко. Главным образом речь здесь идет о бизнес-схеме, которая играла основную роль уже в первом процессе: дочерние предприятия ЮКОСа - компании "Юганскнефтегаз" и "Томскнефтегаз" - продавали свою нефть по низким ценам другим необлагаемым налогами дочерним компаниям ЮКОСа, которые были зарегистрированы в особых экономических зонах, а те в свою очередь перепродавали нефть по высоким рыночным ценам.

В ходе первого процессе Генеральная прокуратура исходила из предположения, что все эти компании представляют единое целое, то есть вся эта конструкция служила только для того, чтобы уклоняться от уплаты налогов. Теперь эти же прокуроры исходят из того, что дочерние компании были самостоятельными. Из-за заниженных цен у них на самом деле нефть воровали. За дело взялись прокуроры, которые нормальные (хотя во многих случаях, возможно, и сомнительные) договоренности, заключенные между людьми, рассматривают только через призму Уголовного кодекса, говорит эксперт в области восточноевропейского права Отто Лухтерхандт, которые внимательно следил еще за первым процессом против Лебедева и Ходорковского.

Приговор, вынесенный Ходорковскому и Лебедеву в 2005 году, их адвокаты обжаловали в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. До сих пор Россия следовала приговорам, вынесенным Страсбургом, даже зачастую в тех случаях, когда речь шла о нарушениях прав человека в Чечне. Пока неясно, что произойдет с обвинением против российского государства в связи с его действиями в отношении ЮКОСа, которые вызвали резонанс в мире и в которых обвиняют непосредственно Кремль. Возможно, что судьба Лебедева и Ходорковского станет еще одним вопросом международной политики.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru