8 августа 2008 г.

Стив Коннор | The Independent

Исторический детектив: кто убил неандертальцев?

Почему вымерли неандертальцы? Может быть, они просто растворились в Гомо сапиенс путем межвидового скрещивания? Или наши предки их истребили? Стив Коннор рассказывает об окаменелости, которая может послужить ключевой уликой

Ученым удалось на шаг приблизиться к разгадке гибели неандертальцев, исчезнувших с лица земли примерно 30 тыс. лет назад: в новом исследовании сделан вывод, что то была крохотная популяция, стоявшая на грани вымирания.

Неандертальцы впервые появились в Европе, как минимум, 300 тыс. лет назад, но после прихода в Европу людей вида Гомо сапиенс, анатомически подобных современным, исчезли. Первые Гомо сапиенс пришли в эту часть света 50 тыс. лет тому назад. Это обстоятельство заставляет гадать, что же сталось с неандертальцами: то ли они, скрещиваясь с новоприбывшими, образовали некое гибридное племя, которое растворилось в генетическом разнообразии человека, то ли, наоборот, были истреблены нашими предками в результате открытой борьбы или соперничества за средства к существованию.

Новейшие вещественные свидетельства - результаты анализа ДНК в пробах, взятых из 38000-летней окаменелой берцовой кости - указывают на то, что неандертальцы не скрещивались с людьми современного вида, а были ими истреблены.

ДНК взрослого мужчины-неандертальца, жившего близ пещер на территории нынешней Хорватии, также свидетельствует, что даже в самые благополучные времена численность неандертальцев в Европе наверняка не превышала 10 тыс. особей - для популяции это опасно-малая величина.

Новые сведения о конце неандертальцев извлечены из цельной последовательности ДНК, содержащейся в митохондриях - крохотных клеточных структурах. ДНК в митохондриях наследуется по материнской линии, и в материале, взятом из старых костей, ее легче изолировать, чем ту, с которой обычно работают ученые - ДНК, находящуюся в ядре клетки.

Ученые 35 раз расшифровали митохондриальную ДНК, взятую из 38000-летней кости неандертальца, чтобы удостовериться, что обнаружена подходящая последовательность генов, пригодная для ее правомерного сравнения с митохондриальной ДНК современного человека и ближайшего из его ныне живущих родственников - шимпанзе.

"Мы впервые воссоздали по древней ДНК последовательность, которая, по сути, не содержит ошибок", - сообщил Ричард Грин, руководивший этими исследованиями в Институте эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге (Германия).

"В будущем еще предстоит разобраться, почему популяция неандертальцев была такой малочисленной - действительно ли их всегда было столь мало, либо на исходе их существования произошел некий демографический спад", - заметил доктор Грин.

Археологические данные свидетельствуют: неандертальцы и люди, анатомически подобные современным, - их называют кроманьонцами - в частично совпадающие промежутки времени жили в одинаковой среде и в одних и тех же местах, но нет никаких четких доказательств тезиса, что между двумя последними видами человека происходили непосредственные контакты и их особи действительно жили бок о бок.

"Доказательств того, что они друг друга видели, не существует: ясно лишь, что они жили в одних местах примерно в одно и то же время. Я лично полагаю, что они, скорее всего, попадались друг другу на глаза", - отмечает участник исследования Адриан Бриггс, научный сотрудник Института Макса Планка.

"Что сделали мы? Мы подтвердили, что митохондриальная ДНК неандертальца весьма отличалась от ДНК современного человека, и это убедительно доказывает: межвидового скрещивания почти или вовсе не было", - пояснил Бриггс.

"Кроме того, мы получили интригующий результат, указывающий на малочисленность популяции неандертальцев. Что с ними случилось? Тут мы можем лишь строить предположения. Малочисленные популяции всегда более подвержены вымиранию, ибо увеличиваются шансы неблагоприятного оборота событий".

Люди активно строят гипотезы о том, что представляли собой неандертальцы и какова была их судьба, с тех самых пор, как в долине Неандер близ Дюссельдорфа в 1856 году был откопан первый череп неандертальца.

На данный момент возобладало мнение, что неандертальцы были не прямыми предками современного человека, а лишь боковой ветвью его разветвленного генеалогического древа. Однако некоторые антропологи не отказываются от идеи, что на том или ином этапе своей истории неандертальцы скрещивались с людьми, - а значит, каждый из нас в чем-то неандерталец.

Однако результаты нескольких исследований ДНК, в том числе новейшего, статья о котором опубликована журналом Cell, мало чем подтверждают эту теорию. Всякий раз, когда удавалось проанализировать последовательность сильно поврежденных фрагментов ДНК, извлеченных из костей неандертальцев, оказывалось, что их генетические вариации далеко выходят за пределы вариаций, наблюдаемых у современного человека.

Например, новейшие исследования показывают, что общий предок неандертальцев и современных людей жил примерно 660 тыс. лет назад - задолго до того, как около 100 тыс. лет назад в Африке появился Гомо сапиенс в качестве отдельного биологического вида.

Однако ученые, осуществившие это исследование, подчеркивают, что их результаты пока не могут полностью исключить вероятность ограниченного, узкомасштабного межвидового скрещивания между неандертальцами и кроманьонцами где-то между Кавказом и Западной Европой - в географическом ареале распространения неандертальцев.

Одно из самых убедительных доказательств в пользу этого тезиса обнаружилось лет десять назад, когда ученые нашли на территории современной Испании скелет мальчика, умершего примерно 25 тыс. лет назад. Его коренастое сложение наводило на мысль, что перед нами гибрид неандертальца с кроманьонцем, но другие ученые полагают, что это просто врожденные особенности.

Несомненно, неандертальцы внешне должны были сильно отличаться от тех, кто пришел в Европу впоследствии. Грудная клетка у неандертальца была бочкообразная, то есть талии практически не было, отчего они, видимо, казались еще более грузными.

Массивные челюсти, двойные надбровные дуги, из-за которых лоб нависает, хорошо развитые мускулы - все это придавало им сходство с тупыми бандитами. Но, хотя слово "неандерталец" и ассоциируется с идиотизмом, на деле они были разумными существами: пользовались огнем и весьма замысловатыми каменными орудиями, одевались в звериные шкуры и хоронили мертвых. Наличие подъязычной кости в аппарате их гортани позволяет предположить, что они могли говорить. Впрочем, большинство специалистов не верит, что у неандертальцев развился сложный язык, который в то время формировался у кроманьонцев.

Профессор Крис Стрингер, заведующий отделом происхождения человека в лондонском Музее естественной истории, полагает, что долгий период отсутствия контактов между неандертальцами и кроманьонцами - и их взаимной генетической изолированности - означает, что они стали глубоко различаться между собой в физическом и психическом отношении.

"Следовательно, вопрос в том, как воспринимали друг друга эти популяции, когда встречались. Как таких же людей или как врагов, а может быть, как совершенно чуждые существа или даже как добычу? - поясняет он. - Ответа мы не знаем. Возможно, в разных местах и разные времена было по-разному, тем более что люди в своем поведении бывают весьма переменчивы".

Возможно, мы так и не узнаем, что случилось, когда в места, населенные неандертальцами, пришли люди современного типа. Возможно, они просто держались друг от друга подальше, и неандертальцы отступили в свой последний оплот в Европе - систему пещер на Гибралтаре, где обнаружены самые свежие кости неандертальцев.

Либо между видами произошел кровавый конфликт - один из тех, что во все времена характерны для истории человечества.

Генетические различия

Неандерталец

Массивная нижняя челюсть и нависающий лоб - ни дать ни взять регбист, принимающий стероиды. Грудная клетка колесообразная - то есть, ярко выраженная талия отсутствует. Пользовался огнем и каменными орудиями, хоронил своих мертвецов. Свидетельств о поведении, за которым бы стояло более абстрактное мышление, почти нет. В аппарате гортани наличествует подъязычная кость, а следовательно, он, возможно, владел речью, но специалисты сомневаются в существовании у неандертальцев развитого языка. Хорошо приспособлен для холодного климата: конечности короткие, торс плотный. Вероятно, это помогло ему пережить несколько оледенений, случившихся в Европе.

Человек современного типа

Подбородок и нижняя челюсть изящные, двойные надбровные дуги отсутствуют, поэтому лицо выглядит более утонченно. Грудная клетка книзу сужается, отделяя брюшной отдел от грудного, так что талия заметна. Пользовался огнем и каменными орудиями, хоронил своих мертвецов, совершая определенные обряды. Существуют свидетельства о развитии абстрактного мышления и способности строить планы на будущее. Наличие подъязычной кости свидетельствует, что речь была важным элементом социальной организации. Тело и конечности грациозные и гибкие, что указывает на приспособленность к теплому климату.

Источник: The Independent