"Аналитические центры, позиционирующие себя как "университеты без студентов", могут влиять на правительственные дебаты, потому что их воспринимают как исследователей, независимых от денежных интересов, - сообщают Эрик Липтон и Брук Уильямс в The New York Times. - Но в погоне за финансированием аналитические центры продвигают повестки, важные для их корпоративных доноров, временами размывая границу между исследователями и лоббистами. Это не мешает им пожинать преимущества своего льготного налогового статуса. Иногда они даже не раскрывают свои связи с корпоративными интересами".
В частности, тысячи листов служебных записок и конфиденциальной переписки между Брукингским институтом и его донорами - JPMorgan Chase (крупнейшим американским банком), K.K.R. (международной инвестиционной фирмой), Microsoft (программным гигантом) и японским конгломератом Hitachi - показывают, что для них пожертвования - это способ получить от института определенные "преимущества", в частности, участие в мероприятиях, на которых руководство компаний встречается с правительственными чиновниками, говорится в статье.
"Похожие договоренности существуют во многих аналитических центрах. Они часто становятся двигателями корпоративного влияния и брендинговых кампаний в таких сферах, как продажа вооружений за рубеж, международная торговля, системы управления скоростными автодорогами и строительство", - сообщают авторы.
"Дело в том, что гигантские корпорации выяснили: потратив, ну, несколько десятков миллионов долларов, они могут зарабатывать миллиарды долларов, если получится обеспечить себе влияние на результат обсуждений здесь, в Вашингтоне", - сказала сенатор Элизабет Уоррен, "часто критикующая тайные пожертвования Уолл-стрит аналитическим центрам".
"Вашингтон наблюдал размножение аналитических центров, особенно мелких учреждений с узким кругом интересов, относящимся к определенным отраслям, - говорится в статье. - В то же время товарные наименования в этом секторе пережили взрыв роста. За последние десять лет бюджет Брукингского института удвоился и дошел до 100 млн долларов. Американский институт предпринимательства тратит не менее 80 млн долларов на новую штаб-квартиру в Вашингтоне, недалеко от офисной башни на 100 млн долларов, возведенной Центром стратегических и международных исследований".
"Этот сдвиг произошел, пока на некоммерческие организации в широком смысле все сильнее давят их доноры, требуя достижения конкретных целей, - указывают авторы. - Но в случае с аналитическими центрами это давление может поставить под угрозу их репутацию как независимых арбитров на дебатах в Конгрессе, Белом доме и СМИ".
"Руководство аналитических центров опровергает все предположения, что они являются инструментами достижения корпоративного влияния, и заявляет, что просто объединяется с донорами, у которых похожие цели - например, содействие городам в их экономическом развитии", - передают журналисты.
"Мы не жертвуем своей честностью, - сказал исполнительный вице-президент Брукингского института Мартин С. Индик. - Мы сохраняем свои главные ценности - качество, независимость, а также влияние".