Контролирует ли еще Ким Чен Ир Северную Корею? Или он уже мертв? Или он теряет влияние?
Слухи о том, что в этой стране происходит что-то странное и важное, не утихают. На прошлой неделе известие о том, что Ким Чен Ир, абсолютный правитель закрытого и нищего коммунистического государства, может быть мертв и убил его никто иной, как собственный племянник, всколыхнуло фондовые биржи Сеула и Токио.
Проверить эти слухи возможности нет. Однако госсекретарь США Колин Пауэлл и президент Южной Кореи Но Му Хен подчеркивают, что ни у США, ни у Южной Кореи нет причин полагать, что северокорейский режим может драматическим образом развалиться и разрушиться.
В последнее время в Северной Корее начали исчезать до сего момента висевшие везде и всюду портреты Ким Чен Ира.
"Следует внимательно следить за развитием событий, - указывает Тед Кейлен Карпетнер, вице-президент Института Като в Вашингтоне. - Там определенно происходит что-то странное. Но что точно, сказать сложно".
Ветераны-наблюдатели за Северной Кореей, включая азиатских дипломатов и экспертов разведки, предлагают несколько сценариев или гипотез, объясняющих, почему культ личности, который существовал в стране с момента ее превращения в самую изолированную и жесткую коммунистическую диктатуру после Второй мировой войны, наконец, смягчается.
Согласно первой теории, 62-летний Ким, сын и наследник отца-основателя Северной Кореи Ким Ир Сена, до сих пор жив и здоров и держит все под контролем, а наступление на культ личности - это дело его собственных рук.
В поддержку этой теории говорит то, что в последние годы Ким действовал относительно умеренно. Он одобрил политику "солнечного света", нацеленную на смягчение напряженности и улучшение отношений с процветающей демократической и свободной Южной Кореей. Он разрешил отдельным южнокорейским предприятиям инвестировать в Север. Таким образом, расставание с культом личности вполне согласуется с этой схемой.
Однако единственное, на что Ким никогда не шел - это шаги, которые могут заставить кого-то в его стране предположить, что он ослабляет хватку. Даже когда Ким тактически выгодно соглашался на более умеренные меры, такие, как вовлечение США в переговоры о программах ядерного вооружения, он никогда не предпринимал шагов по смягчению культа личности в собственной изолированной стране, где живет 23 млн человек.
За удалением портретов последовали и другие события. 17 ноября северокорейские официальные СМИ впервые не назвали Кима "Любимым лидером", хотя и продолжали называть его "генеральным секретарем Рабочей партии Кореи, председателем комиссии по национальной обороне КНДР и главнокомандующим Корейской Народной Армии".
Вторая теория заставляет предположить, что произошел переворот. Это объясняет, почему впервые за долгое правление Ким Чен Ира были сняты его портреты. Хотя формально Ким правил Северной Кореей лишь 10 лет после смерти его отца в 1994 году, на самом деле он был ее абсолютным тираном почти четверть века, концентрируя в своих руках всю полноту власти, так как в начале 1980-х его отец впал в старческий маразм.
Вот почему, утверждают аналитики азиатских служб разведки, культ личности Ким Чен Ира вдруг начал развенчиваться и даже уничтожаться без заявлений о его состоянии. Не исключено, что новые военные правители страны хотят подготовить население, привыкшее к абсолютной власти двух Кимов за почти шесть десятилетий.
Учитывая нехватку информации из Пхеньяна, эта теория кажется обоснованной. Однако она оставляет открытым важный вопрос о том, обернется ли новый режим добром для исстрадавшегося северокорейского народа и остального мира.
В ходе переворота Ким-младший мог быть убит. Самой вероятной причиной переворота мог стать страх правящих кругов в Пхеньяне перед опасностью полномасштабной конфронтации и даже войны с США, которую их страна наверняка проиграет.
Если эта теория верна, то Пхеньян может вскоре подать более позитивные сигналы, свидетельствующие о его готовности возобновить зашедшие в тупик переговоры в Пекине.
Согласно третьей теории, тоже строящейся вокруг возможности военного переворота и свержения Ким Чен Ира, это может привести к ужесточению позиции Пхеньяна, а не к ее ослаблению. В последнее время Ким Чен Ир несколько смягчил свою конфронтационную политику в отношении Юга и США, одобрив политику "солнечного света". Он даже замочил ноги в водах шестисторонних переговоров. Кроме того, будучи правителем-ветераном, с годами он стал относиться к миру за пределами его страны менее параноидно, чем поколение партийных аппаратчиков и высокопоставленных военных офицеров выучки его отца, которые испугались смягчения его позиции.
Конечно, нельзя исключать и версии о том, что все происходящее - это реализация сознательного решения Ким Чен Ира предстать перед остальным миром и, прежде всего, перед США, в более умеренном свете. Самый сильный аргумент в поддержку этой теории - это то, что снятие портретов началось вскоре после переизбрания Буша.
Если дело обстоит именно так, то за странными шагами в Пхеньяне должны быстро последовать новые предложения о переговорах в адрес Сеула или Вашингтона.
Однако пока ничего подобного не произошло, остается только гадать, что же на самом деле творится в Северной Корее.