При Алексии II РПЦ сумела превратиться из полуофициальной, но ограниченной в правах церкви атеистического государства в полуофициальную церковь частично реформированного, неприкаянного постимперского государства, утверждает The Independent.
Коснувшись биографии патриарха, автор статьи Феликс Корли останавливается на таинственной истории его брака с Верой Алексеевой, заключенного в 1950 году в Ленинграде прямо накануне рукоположения. Невеста, как и жених, была дочерью священника, а обряд венчания совершили их отцы. "По слухам, со свадьбой и рукоположением поспешили, чтобы Ридигера не призвали в армию. Однако вскоре брак был признан недействительным, что позволило Ридигеру подниматься по иерархической лестнице в епископате", - утверждает автор.
По данным газеты, происхождение Ридигера и его блестящие успехи в учебе привлекли к нему внимание КГБ, и в феврале 1958 года он был официально завербован "на почве патриотизма" и получил кличку "Дроздов". "В КГБ нового агента хвалили за скрупулезность, энергичность и обаяние, а также готовность к сотрудничеству", - пишет автор, подчеркивая, что с тех пор карьера Ридигера действительно пошла на лад.
В 1964 году Алексий был назначен управляющим делами Московской патриархии и оставался на этой высокой должности 22 года, что было бы невозможно, если бы советские власти ему не доверяли, отмечает автор. "Как свидетельствуют документы, он выполнял указания КГБ, подавив протесты монахов Псково-Печерского монастыря", - пишет издание. Как утверждает автор, после каждой зарубежной поездки Алексий подробно отчитывался перед КГБ и в феврале 1988 был тайно удостоен награды этого ведомства.
В 1989-1991 годах Алексий активно работал как депутат Съезда народных депутатов. Первым реальным экзаменом для него стал путч в августе 1991 года: в отличие от ряда других священнослужителей, Алексий не сразу поддержал демократов, пишет автор.
По мнению обозревателя, позиция Алексия часто была близка к имперским тенденциям Москвы. Патриарх всеми силами противодействовал независимости православных церквей, ранее абсорбированных РПЦ после советских завоеваний, пишет издание. Алексий жестко осуждал другие христианские конфессии, особенно католиков, а иногда, по-видимому, бросал вызов традиционному высшему авторитету Вселенского патриарха, отмечает издание.
Как подчеркивает издание, патриарх сохранял тесные связи с Кремлем и энергично оправдывал усилия российских властей по подавлению сепаратизма в Чечне, а на закате жизни добился примирения РПЦ с Русской зарубежной церковью.
"В менее политизированное время Алексий мог бы стать великим патриархом", - заключает автор, высоко оценивая его ум, образованность и трудолюбие. Но, по мнению обозревателя, Алексию не хватало убежденности в собственных силах: он казался слабым, так как, стараясь удержать церковь от раскола, вынужденно шел на компромиссы.