На страницах The New York Times бывший инспектор ООН Кэти Линн Остин рассказывает об операции ООН в 2004 году, в результате которой, по ее словам, были собраны некие данные о Викторе Буте.
Как сообщает автор, операция проводилась в ноябре 2004 года на востоке Конго и представляла собой инспекцию трех аэродромов, осуществленную без предупреждения. "В тот день, при поддержке миротворцев ООН, предъявляя мандат Совета Безопасности ООН, мы обыскали почти все воздушные суда, которые прибывали на аэродромы или взлетали с них. К вечеру мы получили доказательства связи нескольких авиационных "фирм-однодневок" с международным контрабандистом оружия Виктором Бутом. Позднее эти фирмы были включены в ооновский список организаций, активы которых следует заморозить", - говорится в статье.
Как рассказывает Остан, 7 лет спустя она присутствовала на суде над Бутом в Нью-Йорке и прослушала запись одного телефонного перехвата. "В беседе с партнером Бут указывает на необходимость отмывания денег для потенциальных клиентов в оружейной сфере через банки России, Белоруссии или Венесуэлы. Он опасается, что счет в долларах США вызовет тревогу. Он обиженно сетует, что власти США недавно заморозили транзакцию на 10 тыс. долларов между ним и некой G.L.B.C.". Остин смекнула, что речь идет о фирме Great Lakes Business Company, которую инспекторы ООН разоблачили в Конго.
"Всего 10 тыс. долларов, но, судя по тону Бута, случившееся задело его за живое. Я восприняла это как награду за опасности, которым инспектора ООН подвергаются на службе миру и безопасности на планете", - пишет Остин.
Процесс над Бутом привлек внимание и к более важным вопросам, отмечает автор. "После холодной войны торговцы оружием воспользовались приватизацией и глобализацией, чтобы создать империи поставок оружия", - поясняет она.
В Анголе, Либерии, Кот-д-Ивуаре, Сомали, Судане и Конго инспекторы ООН боролись с контрабандистами, которые нарушали эмбарго ООН. "Даже после того, как в 2004 году ООН включила Бута в "черный список", Пентагон зафрахтовал его самолеты для нужд войны в Ираке. Активы Бута примерно на 6 млрд долларов в американских, швейцарских и других банках были заморожены, но на процессе над Бутом выяснилось, что Россия не выполнила предписания ООН", - говорится в статье.
По словам Остин, на протяжении многих лет она слышала, как разные страны - Бельгия, ОАЭ, ЮАР, Руанда, Уганда и США - утверждали, что их законодательство не позволяет арестовать Бута. "На момент его ареста Бут работал, находясь в России, оберегаемый, как ясно из перехваченных разговоров, высокопоставленными друзьями", - утверждает автор. Напомнив об аресте Бута в Таиланде и его экстрадиции в США, автор ставит вопрос, почему его не задержали раньше.
В июле 2012 года ООН вновь попытается создать механизмы регулирования международной торговли оружием - начнутся переговоры относительно Договора о торговле оружием.
Остин призывает суды государств и Международный суд в Гааге активно преследовать торговцев оружием, которые оказывают пособничество терроризму, военным преступлениям и преступлениям против человечности. "Виктор Бут выведен из игры, но давайте сделаем так, чтобы его место не мог занять другой алчный торговец смертью".