В ходе первого же раунда переговоров между Россией и южноафриканской группой ?Де Бирс? по возобновлению договора о сотрудничестве сразу же проявились резкие разногласия сторон, в первую очередь, по вопросу о продаже за рубеж российских необработанных алмазов. ?Де Бирс? требует предоставления ей исключительного права на все алмазы, экспортируемые Россией, и уже предложила заключить пятилетний договор. Однако российская монополия "Алмазы России-Саха (?Алроса?) и государственное предприятие Гохран, приобретающее у производителей алмазы и драгоценные металлы, хотят сменить правила игры.
В соответствии с договором, подписанным в 1998 году, срок действия которого истекает в декабре 2001 года, ?Алроса? должна продавать ?Де Бирс? бриллианты на сумму не меньше 550 миллионов долларов в год. Причем данная цифра не должна превышать 26% от всего объема продаж ?Де Бирс?. Вместе с тем, на свободном рынке ?Алроса? имеет право реализовать лишь 5% произведенных ею алмазов, а Гохран может продать 20% алмазов, купленных у местных производителей. Москва хотела бы резко увеличить квоту алмазов, предназначенных на экспорт, и предоставить российским потребителям право вывозить для огранки алмазы в зарубежные центры по обработке.
Если Россия обретет большую независимость от ?Де Бирс? на алмазном рынке, ?Алроса? сможет увеличить объем добычи, приступив к эксплуатации новых месторождений в Эвенкии и Приморском крае, а также в Архангельской, Ленинградской и Смоленской областях. ?В ближайшие 5 лет, - заявил президент "Алроса" Вячеслав Штырев, - мы может увеличить производство с 1,5 до 1,9 млрд. долларов?.
Многие российские эксперты полагают, что нынешний договор с ?Де Бирс? тормозит развитие местной алмазной промышленности. В 2000 году в европейской части страны были обнаружены пять месторождений, разработка которых может начаться лишь после внесения изменений в существующий договор о сотрудничестве между Россией и южноафриканской компанией. ?В течение уже 20 лет в Архангельской области не ведется разработка 5 месторождений лишь потому, что Россия не знает, кому продавать дополнительно добытые алмазы. Заявления ?Де Бирс? о намерении отказаться от монополии ни что иное, как шутки. Более того, южноафриканская компания укрепляет свое присутствие в России, приобретая акции мелких производителей?. Такое сообщение распространило агентство Regions.ru. Штырев, со своей стороны, заявил, что ?конкуренция не нужна никому, поэтому, рано или поздно, договор будет подписан?.