В прокуренном офисе на Западном берегу заседает группа членов партии "Фатх": они обдумывают план мщения.
Но они хотят отомстить не "Хамасу", воинственной группировке, которая положила конец 40-летней монополии "Фатха" в палестинской политике неожиданной победой на парламентских выборах в прошлом месяце. Они взбунтовались против лидеров собственной партии.
Нассер Джурма, глава боевого крыла "Фатха" "Бригады мучеников Аль-Аксы" на севере Западного берега, говорит, что его боевики намерены разжигать насилие, которое может погрузить в анархию Западный берег и сектор Газа и обрушиться на Израиль. "На палестинской улице будет царить хаос, - предупреждает 37-летний Джурма. - Мы здесь говорим о крахе крупнейшей партии".
В отдельном интервью Мухаммед Дахлан, лидер "Бригад мучеников Аль-Аксы" в лагере беженцев Балата в Наблусе, говорит, что его боевики намерены покончить с объявленным палестинцами годичным прекращением огня против Израиля, "атакуя любую (израильскую) цель при любой возможности".
Он утверждает, что беспорядки должны встряхнуть палестинское руководство и вернуть поддержку и доверие населения. "Мы не собираемся обещать, что будем стрелять и уничтожать каждый день, но мы будем делать это достаточно часто, и в итоге руководство поймет, что оно должно измениться и избавиться от коррупции", - заявил Дахлан.
И Джурма, и Дахлан осуждают лидеров "Фатха" и большинство членов центрального комитета партии за отказ бороться с коррупцией и проводить реформы, несмотря на требования палестинского народа и международного сообщества.
Палестинцы большинством голосов отдали "Хамасу", который США и ЕС считают террористической группировкой, 74 из 132 мест в парламенте. Победа "Хамаса" не только покончила с правлением "Фатха", но и угрожает международному финансированию, которое помогало палестинской администрации - и "Фатху" - оставаться на плаву. США и ЕС заявили, что не выделят 800 млн долларов, если возглавляемое "Хамасом" правительство не согласится признать существование Израиля и не осудит насилие. Израиль, который во вторник согласился перевести палестинской администрации 55 млн долларов налоговых поступлений, чтобы администрация могла выплатить зарплаты 140 тыс. палестинских бюджетников, заявил, что не будет переводить эти поступления в будущем правительству во главе с "Хамасом".
Озлобленный последствиями провала "Фатха" на выборах, Джурма предупреждает, что партия расколется, если не будут проведены внутрипартийные выборы новых лидеров. Последнее собрание "Фатха" по определению состава центрального комитета проводилось в 1989 году.
Вскоре после парламентских выборов Джурма и другие лидеры группировок в составе "Фатха" реализовали свои угрозы ответить на провалы "Фатха" насилием.
Боевики устроили штурм здания Палестинского законодательного совета (ПЗС) в Газе. Мужчины, вооруженные гранатами, ненадолго захватили офисы Еврокомиссии в Газе.
"Бригады мучеников Аль-Аксы" и связанные с "Фатхом" силы полиции митинговали, жгли машины и стреляли в воздух и по правительственным зданиям в Наблусе. Боевики "Аль-Аксы" также штурмовали здание ПЗС в Рамаллахе. Боевики окружили дом президента Махмуда Аббаса и громили машины. Во время столкновений и перестрелок между полицией, связанной с "Фатхом", и членами "Хамаса" в Хан-Юнисе ранения получили 8 человек.
Салах Абдель Шаффи, палестинский посол в Швеции, называет внутрипартийное насилие в "Фатхе" "самой крупной опасностью, с которой мы столкнулись". "Эти жестокие протесты - самое худшее, что могло случиться", - подчеркивает он.
Обвинения в коррупции
"Фатх", основанный покойным палестинским лидером Ясиром Арафатом в 1959 году, получил известность в 1965 году, когда провел первый рейд в Израиль из Ливана. За этим последовали годы атак на израильтян и западные цели.
В 1994 году, после того как соглашения в Осло инициировали мирные переговоры и была сформирована палестинская администрация, на Западный берег и в сектор Газа из Туниса, где базировалась арафатовская Организация освобождения Палестины, прибыли тысячи членов "Фатха". Многие поступили в палестинские службы безопасности. Большинство министерских портфелей в администрации тоже отошло к членам "Фатха".
Последние 10 лет палестинскую администрацию обвиняют в кумовстве и коррупции. Узрад Леу, бывший офицер израильской разведки и финансовый советник палестинской администрации с 1997 по 2001 год, говорит, что Арафат прикарманил немалые суммы, разместив на частных счетах около 1 млрд долларов.
Так называемая старая гвардия "Фатха" - в основном, члены центрального комитета, которые приехали с Арафатом из Туниса, утверждают, что в партии почти все в порядке. "Эти скандалисты ведут себя крайне нахально", - заявляет член центрального комитета 63-летний Аббас Заки, имея в виду более молодых членов партии, создавших внутрипартийные группировки, такие как "Бригады мучеников Аль-Аксы". Заки признает, что "в ходе (предвыборной) кампании были допущены некоторые ошибки, но насилие - это не способ заставить людей уйти в отставку".
После выборов Аббас, возглавляющий "Фатх" и центральный комитет и избранный в прошлом году президентом ПА, начал действовать. Однако его шаги, казалось, были больше нацелены на "диссидентов" "Фатха", чем на наведение порядка. На прошлой неделе он исключил шестерых членов старой гвардии за то, что они баллотировались как независимые кандидаты и тем самым раскололи голоса за "Фатх".
Борьба за изменения
Джурма был одним из 27 кандидатов, избранных по партийному национальному списку "Фатха". Хотя работа в составе правительства тоже может принести свои плоды, он полагает, что насилие - это единственный рычаг воздействия, который он может использовать, чтобы повлиять на лидеров "Фатха", которые так неверно истолковали и злоупотребили волей собственного народа.
Даже победа на парламентских выборах оставила у него в душе неприятный осадок. Его влияние в возглавляемом "Хамасом" правительстве ограничено, и он не контролирует руководство "Фатха". "Пока у власти центральный комитет, они правят партией", - указывает он. "Хамас" тем временем получит полномочия распределять посты и контролировать большинство из 58 тыс. должностей в палестинских силах безопасности, которые сейчас занимают в основном члены "Фатха".
Так как после победы "Хамаса" посты в палестинской администрации и финансирование находятся под угрозой, "Фатх" распирает от внутреннего давления. "Сейчас настало время сведения счетов внутри "Фатха", - замечает Абдель Шаффи.
Складывается такое впечатление, что ни Заки из старой гвардии, ни палестинская администрация не имеют ни сил, ни возможностей остановить людей, подобных Джурме. Ибрагим Саламе, советник уходящего со своего поста министра внутренних дел Нассера Юсефа, который командует палестинскими силами безопасности, говорит, что его люди могут сделать немногое. "Центральный комитет охвачен сильным страхом. Мы просто должны позволить им сжечь его дотла, а потом сосредоточиться на восстановлении "Фатха".
Однако после 3300 палестинских смертей в ходе 5-летней интифады против Израиля многие в Наблусе уже по горло сыты "шоковой терапией".
"Местные жители больше не хотят насилия", - говорит 27-летний Мутханнер Алкаель, журналист. Он отмечает, что хотя "Хамас" привержен идее уничтожения Израиля и поддерживает суицидальный терроризм, он оказался единственной палестинской группировкой, подчинившейся прекращению огня с Израилем.
По словам Алкаеля, "Хамас" победил потому, что его лидеры "пытаются смотреть вперед", в направлении создания нового палестинского правительства. "Все эти разговоры о насилии лишь усиливают злость палестинцев в отношении "Фатха". Именно поэтому, в первую очередь, люди не проголосовали за "Фатх".