Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 февраля 2006 г.

Джон Фанд | The Wall Street Journal

Культура насилия в коммунистических реликтах

Коммунизм висел тенью над большей частью мира три четверти века, пока в 1991 году не распался СССР. Но лишь недавно были предприняты серьезные попытки увековечить его наследие в виде музеев и мемориалов.

В этом году будет заложен фундамент Мемориала жертв коммунизма в Вашингтоне (www.victimsofcommunism.org). Участок на Капитолийском холме был выделен бесплатно по закону, подписанному президентом Клинтоном, уже собрано 75% средств на бронзовую копию статуи "Богиня Свободы", воздвигнутой китайскими диссидентами на площади Тяньаньмэнь, прежде чем статую и их самих раздавили танками в 1989 году. На подножии статуи будут начертаны слова скорби по "более 100 млн жертв коммунизма" и призыв к свободе "всех стран и народов".

Неподалеку сын покойного пилота самолета U-2 Френсис Гари Пауэрс планирует построить кирпичную версию своего виртуального Музея холодной войны (www.coldwar.org) на бывшем ракетном полигоне в Лортоне, штат Вайоминг. Вашингтонский Музей международного шпионажа (www.spymuseum.org) посвящен шпионажу в годы холодной войны. Здесь перед посетителем предстают странные истории о том, как западные дипломаты в советском блоке заказывали на родине туфли, но по пути заказ перехватывали, и они получали обувь с подслушивающим устройством в каблуке.

Но самая большая в США коллекция экспонатов и архивов холодной войны находится в Лос-Анджелесе, в новом Wende Museum (www.wendemuseum.org). Его создатель Юстиниан Ямпол увлекся жизнью за железным занавесом еще в детстве, а сейчас проводит значительную часть времени за границей, собирая ее символы в надежде, что ученые разберутся в том, как тоталитарные режимы манипулировали культурой, чтобы остаться у власти. Многие из 50 тыс. экспонатов, в числе которых личные письма коммунистических лидеров и автомобили той эпохи, находятся в запаснике. Но выставлен регистрационный журнал пограничников, в котором подробно зафиксировано падение Берлинской стены, равно как и игрушки, призванные воспитывать лояльность государству.

Некоторые музеи только строятся, а другие символы эпохи холодной войны тем временем исчезают. В январе парламент Германии проголосовал за разрушение самого большого реликта исчезнувшей ГДР. Дворец Республики, оскорбляющее глаз сооружение с непрозрачными окнами, выходящими на Унтер ден Линден, заменит копия барочного дворца, стоявшего на этом месте, пока коммунисты не взорвали его в 1950 году. В здании, чья площадь равна 24 футбольным полям, находился марионеточный парламент диктатуры и концертный зал, где в 1980-е годы выступал Гарри Белафонте. Несмотря на историю здания, многотысячная демонстрация требовала сохранить его.

Когда Дворца не станет, участники демонстрации вполне могут посещать места, где сохраняется подлинный дух ГДР. В мае в Берлине откроется новый Музей ГДР (www.ddr-museum.de/en), посвященный жизни простых людей за Берлинской стеной. Подобно тому, как лагерь Заксенхаузен напоминает берлинцам об ужасах нацизма, два новых музея показывают страшное стремление коммунистов расправиться с "враждебными элементами".

Наиболее посещаемым является следственный центр Хохеншонхаузен (www.stiftung-hsh.de), где "гостей" подвергали пыткам в подземных камерах, прозванных "подводными лодками". Людей пытали водой в маленьких камерах, где можно только стоять. В позднейшие годы тюремщики усовершенствовали психологическую пытку, которая лишала узников всякой защиты. Сегодняшние гиды - это бывшие политзаключенные, прошедшие через центр.

В 15 минутах езды находится главное здание "Штази", тайной полиции, которую параноидальное политбюро не ограничивало в деньгах (www.stasi-museum.de). Гитлеровское гестапо контролировало жизнь 80 млн немцев силами 40 тыс. сотрудников, "Штази" держала в повиновении 17 млн человек силами примерно 100 тыс. агентов. В дополнение к этому она имела 1,5 млн осведомителей, а это означает, что каждый седьмой взрослый доносил на друзей, коллег и даже супругов. Парадоксально, но под конец у "Штази" не хватало западных компьютеров для обработки доносов, и тайная полиция утонула в собранной информации.

Сегодня можно прийти в кабинет, где покойный начальник "Штази" Эрих Мильке работал до падения Стены, которую он называл "антифашистским защитным барьером". На столе стоит "сверхсекретный" телефонный аппарат и уничтожитель бумаг, а рядом - телевизор, настроенный на западные каналы. В соседних комнатах можно увидеть сочинения школьников, изучавшиеся на предмет нелояльности, садовую поливальную кадку со встроенным подслушивающим устройством и емкости для хранения одежды с запахом диссидентов, чтобы ловить их с собаками.

Берлин не единственное место, где можно увидеть призраки наследников Маркса. В Праге есть небольшой музей коммунизма; для посетителей открыты тюрьмы КГБ в странах Балтии. Но лучше всего сохранил реалии коммунизма Будапешт. Компания Absolute Tours (www.absolutetours.com) проводит восхитительную пешую экскурсию "Серп и молот", которая включает в себя посещение Парка статуй - своеобразного кладбища вымерших динозавров марксизма.

В центре Будапешта находится Дом террора (www.terrorhaza.hu), новый музей, напоминающий вашингтонский Музей Холокоста тем, что показывает, как диктатуры уничтожают гражданское общество. Даже навес выглядит пугающе. В нем вырезано слово "террор", и в солнечную погоду оно проецируется на дорожку. В 1944-1945 годах здание было штаб-квартирой нацистов, и сотни евреев и прочих врагов погибли в его подвалах.

После того как в город вошли советские войска, здание заняла коммунистическая тайная полиция. В "раздевалке" вращающийся манекен, на котором спереди надета фашистская, а сзади советская военная форма, живо иллюстрирует легкость, с какой некоторые венгры перешли на другую сторону и начали служить новым хозяевам. Одна из экспозиций посвящена тому, как Католическая церковь отказалась продать душу аппаратчикам. В трехминутном видеофильме охранник рассказывает о методах казни, пока вы спускаетесь на эскалаторе в подвал, где находятся пыточные камеры.

Два последних зала Дома террора прозвали "сладким" и "горьким". В первом показывают радостные видеофильмы о том, как советские войска уходят из Венгрии. Во втором - стена с фотографиями местных сторонников нацистов или коммунистов, избежавших суда. Некоторые из них еще живы. Другие умерли, но у них есть дети, для которых Дом террора - больная тема.

Когда в 2002 году новое социалистическое правительство грозилось сократить финансирование музея, его директор Мария Шмидт сказала, что вывесит на тенте огромные фотографии родителей нынешних министров. Правительство быстро пошло на попятную, несомненно, под влиянием признания премьер-министра Петера Медгесси, что он был офицером коммунистической спецслужбы. Он ушел в отставку, как и лидер оппозиции, чей отец был осведомителем.

Неудивительно, что в России попытки создать музеи коммунизма для обычных граждан наталкиваются на сопротивление. За 700 долларов можно посмотреть бункер Сталина времен Второй мировой войны. Московский Музей КГБ в печально известной Лубянской тюрьме туристы могут посетить за 500 долларов. Но если вы хотите познакомиться с историей КГБ бесплатно, поезжайте в Дрезден. В доме 4 по Ангеликаштрассе амбициозный агент КГБ Владимир Путин работал в 1985-1990 годах, пытаясь предотвратить крах коммунизма.

Путин, автократический президент России, в апреле заявил своему народу, что распад СССР был величайшей геополитической катастрофой столетия. Наверное, этим и объясняется то, что другие страны возводят мемориалы жертвам коммунизма, а Россия хранит по этому поводу ледяное молчание.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru