Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 февраля 2013 г.

Юлия Йоффе | The New Republic

Прошлое России - это ее вечное настоящее

Запрет "пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних" пока не стал в России законом, но для российской прессы это самая бурно обсуждаемая тема, замечает обозреватель The New Republic Юлия Йоффе. Более того, у запрета уже появились первые жертвы, пишет автор, упоминая об увольнении телеведущего Антона Красовского и участившихся избиениях гомосексуалистов, а также о заявлении, что однополым парам из Европы запретят усыновлять российских сирот. По мнению Йоффе, закон непременно будет принят.

"Много написано - и резонно - о том, что этот закон нарушает права человека, а также о его шокирующей замшелости", - отмечает автор. Но Йоффе находит и другие причины для беспокойства. "Закон станет еще одним признаком сползания России к более суровой, более авторитарной версии путинизма, еще одной фазой "закручивания гаек" в ответ на прошлогодние продемократические и антипутинские митинги". Президент дает понять, что навяжет свое видение России всем россиянам, даже если оно им не нравится.

Что же это за концепция? "Вопреки распространенному мнению, она не неосоветская (хотя во внешней политике Путина присутствуют такие элементы), а имперская", - полагает Йоффе. Любимый исторический деятель Путина - не Сталин, а Столыпин ("грубый реформатор", на взгляд автора). По некоторым сведениям, Путин считает своим величайшим достижением воссоединение РПЦ (российской церкви с православной церковью в изгнании).

"В последние годы в российскую жизнь прокралась этакая тоска по благостному, простому, но, скорее всего, вымышленному прошлому. Вчерашний китч - самовары, казаки - сегодня оказывается священной реликвией", - полагает автор. По мнению Йоффе, эту тенденцию подметил и высмеял Владимир Сорокин в романе "День опричника": Россия, управляемая суровым царем, отгородилась от Запада стеной и вернулась к языку XVI века.

Вспоминается также формула времен Российской империи - "Бог, царь и отечество", которая выражала тягу к гомогенности в огромной многонациональной империи и влекла за собой "русификацию меньшинств, особенно евреев".

"Другими словами, навязывание русского традиционализма происходит не по случайному совпадению, как и взлет буйного русского национализма", - отмечает автор. Тягу к прошлому, где все было "проще и благороднее", Йоффе называет "криптофашистской". "По-видимому, она совпадает с обеспокоенностью проблемой педофилии, к которой новый закон приравнивает гомосексуализм", - добавляет автор.

В России гомосексуализм воспринимается одновременно как извращение природы и как мода, заимствованная с загнившего Запада, разъясняет Йоффе. "Этим и объясняется запрет на "пропаганду". Представление о гомосексуализме как о естественном врожденном явлении редко характерно даже для образованных россиян.

"По иронии судьбы, та же самая пропаганда, которую призван искоренить российский закон, широко присутствует на государственных телеканалах, в эстрадных концертах", - пишет автор. Российских поп-исполнителей можно поделить на две категории - брутальный мужчина и чувствительный страстный любовник. "В России это два образа идеального мужчины, но беда в том, что представители второй категории - почти поголовно (и в глубокой тайне) геи", - пишет автор, упоминая о Филиппе Киркорове, Андрее Малахове и Валентине Юдашкине. Между тем миллионы россиянок ежедневно видят этих мужчин по телевизору "и вздыхают, мечтая, чтобы их мужья стали больше похожи на них". Гомофобия наиболее распространена среди малоимущих малообразованных россиян, но эти же слои любят смотреть балет и бальные танцы.

"Одно дело, когда противоречивые силы раздирают подсознание нации, и другое дело, когда эти силы возводятся в закон", - пишет Йоффе. Автор предостерегает: Путин дает полиции, армии и всем остальным сигнал, что преступления, совершенные против геев, - не преступления. "Ранее он послал тот же сигнал, "спустив" полицейских на оппозицию" 6 мая.

"Россия, верная своей традиционной тяге к гомогенности и своей зацикленности на единстве, дает понять, какие меньшинства больше не приветствуются - якобы ради блага большинства", - заключает автор. Между тем режиссер Владимир Мирзоев заметил: "Не всякое "неудобное" меньшинство может покинуть Россию, ибо из этих меньшинств она и состоит".

Источник: The New Republic


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru