Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 января 2002 г.

Владимир Исаченков | The Washington Times

Трудные времена для российских военных

Через 10 лет после развала СССР российская армия переживает самые худшие времена. Ей не хватает денег даже на обмундирование и пропитание своих солдат, однако сотни генералов по-прежнему командуют дивизиями и армиями. Многие из которых существуют лишь на бумаге.

Военные испытывают такую нехватку топлива, что налет часов российских летчиков в 8 раз меньше минимального времени, отведенного на полеты в Вооруженных Силах стран Запада. Примерно 70% кораблей ВМФ требуют капитального ремонта. Денежное довольствие военнослужащих низкое, их моральный дух падает, повсеместно растет уклонение от призыва.

И все же высшее военное руководство постоянно препятствует попыткам реформирования армии, оставшейся России в наследство от советских времен ? армии, являющейся пережитком холодной войны, главная задача которой ? противостояние НАТО ? стала неактуальной теперь, когда западный альянс больше не является противником России.

Военная реформа стоит на одном из первых мест в повестке дня президента Владимира Путина, однако она наталкивается на два основных препятствия: российская военная элита по-прежнему считает Запад главным противником России, а положение личного состава и состояние вооружений требуют принятия кардинальных мер.

"Для военных нет ничего хуже потери противника, - считает независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. - Новые дружеские отношения с США требуют изменения всей военной структуры".

После распада СССР бывшие советские республики, ставшие независимыми, унаследовали военные базы и арсеналы четырехмиллионной Советской Армии.

Все ядерное оружия осталось в руках российских военных, однако значительная часть наиболее современных обычных вооружений осталась в отделившихся республиках.

Теперь генералы всеми силами пытаются сохранить военную машину советского типа при помощи средств, составляющих ничтожную часть когда-то огромного военного бюджета; и результаты этих попыток удручающие.

"В 90-е годы военные не захотели отказаться от советской мобилизационной системы, рассчитанной на ведение мировой войны, - подчеркнул Фельгенгауэр. - Они хотят сохранить возможности для призыва в армию 20 млн. человек и для содержания 100000 танков".

На военных складах до сих пор хранятся огромные арсеналы, однако количество пригодных вооружений резко сократилось; кроме того, войска получают недостаточную боевую подготовку, если она вообще ведется.

ВВС испытывают настолько сильную нехватку топлива, что налет часов у летчиков составляет 25 часов в год, в то время как минимальный уровень на Западе ? 200 часов. В итоге причиной аварий все чаще становится ошибка летчика или плохое техническое обслуживание самолетов.

Катастрофа АПЛ "Курск" показала россиянам, что все спасательные суда ВМФ давно поставлены на прикол, а водолазы-глубоководники уволены в целях экономии средств.

Учения, во время которых затонул "Курск", рассматривались как этап подготовки к первому большому походу российских кораблей в Средиземное море со времени развала СССР, однако катастрофа поставила крест на этих планах.

ВМФ жалуется на недостаток средств даже для борьбы с браконьерами в своих собственных водах и отправки кораблей в длительные океанские походы.

Моральный дух военных, серьезный удар по которому нанесла афганская война, еще больше упал на фоне нищеты, коррупции, повсеместного воровства и отсутствия перспективы. Молодых призывников можно встретить около магазинов, где они "стреляют" деньги на пропитание и сигареты.

Уклонение от призыва стало повсеместным явлением, которому способствует жестокая война в Чечне, где солдат зачастую бросают в бой без средств радиосвязи и приборов ночного видения. Недавно одна из газет сообщила, что военные обратились к проживающим на Дальнем Востоке родителям одного из солдат с просьбой купить теплую одежду для их сына, которого отправляют в Чечню. Жители Чечни часто сообщают о том, как российские солдаты врываются в их дома, требуя продукты питания.

Путин полон решимости изменить эту ужасную картину. Его далеко идущие планы армейской реформы предусматривают сокращение армии примерно на одну треть в ближайшие 3 года, модернизацию вооружений, постепенный отказ от призыва и переход на полностью профессиональную армию.

Помимо нехватки финансовых средств, осуществлению этого плана препятствует ожесточенное идеологическое сопротивление со стороны тех кругов, которые считают, что главная угроза для России исходит от американских планов создания НПРО и расширения НАТО ? эта точка зрения закреплена в ныне действующей военной доктрине и концепции национальной безопасности страны.

Решительно встав на сторону США в войне против терроризма, Путин потряс российскую военную элиту.

"Российские военные были приучены считать США и НАТО своими противниками, и их раздражают подобные перемены в российской политике", - отмечает глава московского представительства Heritage Foundation Евгений Волк.

Поддержка Путиным американского военного присутствия в среднеазиатских республиках, его спокойная реакция на решение Буша выйти из Договора по ПРО и стремление поддерживать более тесные отношения с НАТО шокировали военных.

"У России нет геополитической доктрины, и это делает нашу внешнюю политику непоследовательной и подчиненной интересам США и Запада", - заявил генерал-полковник Леонид Ивашов, который до недавнего времени возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны.

В интервью "Независимой газете" генерал Ивашов выразил сожаление в связи с решением Путина закрыть разведывательный центр на Кубе и военно-морскую базу во Вьетнаме, которые были символами глобального советского присутствия. Кроме того, Ивашов подверг Кремль критике за то, что тот допустил американские войска в Среднюю Азию.

Генералы продемонстрировали свою силу, когда в 1996 году бывший президент Борис Ельцин подписал указ о прекращении призыва через два года. Генералы отвергли этот приказ, заявив, что у них нет денег. Однако когда они попытались предъявить тот же аргумент Путину, он просто порекомендовал им пересмотреть свои приоритеты в военных расходах.

Волк не считает, что это недовольство представляет какую-то угрозу для Путина. "Оппозиционность военных ограничивается гневными тирадами в курилках и за кухонным столом", - отметил он.

Бывший президент СССР Михаил Горбачев тоже не видит в этом никакой угрозы.

"Нет, я не считаю, что здесь может крыться какой-то заговор. Я исключаю такую возможность", - подчеркнул он в интервью Associated Press.

Новое сближение с США предоставило Путину беспрецедентную возможность сократить военные расходы и направить высвободившиеся средства на реструктуризацию армии.

"Благоприятное изменение внешнеполитической ситуации позволяет России сосредоточиться на военной реформе", - заявил генерал-лейтенант в отставке Василий Лата, в прошлом ? заместитель начальника Генерального штаба российских войск стратегического назначения. Сейчас он занимает должность консультанта в независимом центре по военной политике ? PIR Centre.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru